Владимир: живая история русской провинции
Было ли с вами когда-нибудь такое, что вы приезжали на денек в совершенно незнакомое место и чувствовали, что попали домой? Вот именно таким ощущением меня и накрыло в городе Владимире, который располагается всего лишь в трех часах езды от столицы.
Изящество и спокойное достоинство, несуетность и основательность — вот что излучает этот город. А еще в нем чувствуется сохранившаяся с незапамятных времен столичность, хотя и невысок он — двух-трех этажный в историческом центре — и наполовину деревянный.
Если быть точнее, то классика владимирского градостроительства — это деревянный второй этаж, выстроенный поверх первого, каменного. Или просто деревянный дом, стоящий на каменном фундаменте и полуподвале. Такими домами застроены почти все центральные улицы.
И еще здесь очень много церквей!
Самое оживленное туристическое место — это Большая Московская улица на участке от Золотых ворот до Соборной площади. Она сплошь застроена отреставрированными каменными купеческими и дворянскими домами XVIII-XIX веков, а в глубине дворов встречаются и дома более ранней постройки.
Смешение архитектурных стилей, изобилие кафе и сувенирных лавок, толпы гуляющей молодежи с разноцветными прическами — такой сейчас предстает Большая Московская. Говорят, что коренные жители еще лет двадцать назад именовали ее старым ласковым прозвищем «Шалопаевка». Похоже, такой она и осталась, только, может, современного лоску добавилось.
Улица Большая Московская в прошлом была частью древней Большой улицы. А та проходила по центру города и объединяла в одно целое его исторические части. Это Новый город от Золотых ворот до Соборной площади, кремль от Соборной площади до гостиницы «Владимир» и Ветшаный город от гостиницы «Владимир» до площади Фрунзе. Все три части заслуживают самого пристального любования, но если у вас в распоряжении всего день, то сосредоточиться стоит все же на Большой Московской и ее окрестностях.
Золотые ворота, с которых начинается улица, были некогда мощным оборонительным сооружением. Они обозначают границы города XII века. Правда, от тех, первых ворот сохранились: только две параллельные стены и арка. Все остальное – это более поздняя постройка. Внутри ворот находится небольшой музей.
Рядом с Золотыми воротами хорошо сохранились остатки земляного вала, который окружал город. Сейчас на него можно взобраться по лесенке, а дети бегают прямо так, по траве, временами хватаясь руками и даже вставая на четвереньки, чтобы не скатиться с крутых стен. А потом обратно: кувырком и с визгом. Раньше над валом возвышались деревянные стены, а перед ними были вырыты глубокие рвы. Все вместе представляло собой очень серьезное по тем временам фортификационное сооружение.
По валу можно пройти на небольшую смотровую площадку (их в городе несколько), вблизи от которой находится бывшая водонапорная башня. В здании башни размещена экспозиция музея «Старый Владимир», который рассказывает о жизни города, который когда-то был столицей древней Руси, а позже играл важную роль большого торгового города, расположенного на знаменитом Владимирском тракте. Экипажи, обозы и верховые путники следовали по нему из Москвы в Нижний Новгород и дальше, останавливаясь в гостиницах и неизбежно пополняя свои запасы и развивая местную торговлю. Здесь процветало купечество, а знаменитые купцы Мальцевы, владельцы хрустальных заводов в Гусь-Хрустальном, открыли здесь в 19 веке ремесленное училище, которое было лучшим в то время учебно-профессиональным заведением в Европе. Уровень грамотности среди горожан был также очень высок: около 40 % населения умело читать и писать. С верхнего этажа музея открывается великолепный вид на панораму города и золотые купола Успенского собора.
Однако до него еще нужно дойти, по пути рассматривая построенные в разные эпохи дома самых разных архитектурных стилей. Возле самых Золотых Ворот стоит неброский но торжественный дом в стиле классицизма. Тут в разное время гостили проезжавшие через Владимир император Павел I, Пушкин, Чернышевский.
В соседнем доме в 1838 году жил Герцен. Именно сюда он привел свою молодую жену Наталью Александровну. Позже он вспоминал об этом времени: «Какие светлые, безмятежные дни проводили мы в маленькой квартире в три комнаты у Золотых ворот…».
На противоположной стороне улицы здание в стиле «модерн». Здесь расположен педагогический институт. На стене висит табличка: «Здесь учился русский писатель Венедикт Ерофеев». Решаю, что в следующий раз здесь надо осуществить действо под названием «…и немедленно выпил».
Притягивает взгляд прекрасный каменный Гостинный двор, построенный в XVIII веке: с открытой на улицу аркадой, с мягкими закругленными линиями фасада со стороны центральной улицы и более строгой архитектурой заднего фасада. Сколько тут арочных решений! Полуциркульная форма арок вообще очень распространена во владимиро-суздальской архитектуре. Не только Золотые Ворота и многочисленные храмы украшены арками. Эту форму имеют окна, ворота, двери, лепные элементы фасадов и другие детали.
Среди архитекторов ходит байка, что в советское время местными архитекторами был создан проект многоэтажного дома с полукруглыми сводами квартирных потолков. Однако от этого скоро отказались. Дело в том, что в полых нишах, которые образовывались между этажами, там, где плоский пол верхнего этажа состыковывался с округлым потолком нижнего, кто только не заводился. Говорят, там водились не только мыши, но и самогонщики, а кое-кто устраивал в пустотах кладовки и тайники.
Ближе к Соборной площади в переулке мне попался музей ложки. Я и в него забрела любопытства ради. Таких мини-музеев, занимающих всего пару комнат, в центре Владимира множество. Есть даже музей Бабы Яги. Часть из них, например, музей пряника – это не столько музей, сколько коммерческий проект: пряничный магазин и мастерская, где проводятся мастер-классы по изготовлению и росписи печатных пряников.
Постепенно подходим к Соборной площади, рядом с которой расположен вход в необычайно приятный и светлый Пушкинский парк. При входе в парк установлен памятник Андрею Рублеву. По просторным аллеям движутся группки подростков, мамы с колясками, туристы с фотоаппаратами. Вечером тут зажигаются желтые невысокие фонарики, которые уютно подсвечивают аллеи из глубины. На противоположной стороне парка есть смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Клязьменскую пойму и городские кварталы по берегам реки. На смотровой площадке установлен памятник крестителям Владимирской земли князю Владимиру и святителю Федору.
С восточной стороны парк граничит с территорией Успенского собора, который был построен князем Андреем Боголюбским, а потом, после пожара, перестроен князем Всеволодом. Первый храм был самым высоким храмом на Руси в 12 веке, высота его была чуть более 32 метров. После пожара его окружили кольцом новых стен. Старый собор оказался внутри нового. Добавилось еще четыре купола, и в результате получилось пять куполов, что было совсем необычно для того времени. Долгое время этот собор был главным храмом православной Руси, пока по его подобию не был построен Успенский собор Московского Кремля. В нем сохранились подлинные фрески иконописца Андрея Рублева. Изображения некоторых святых и ангелов в этом соборе похожи на лики Троицы, которая была написана Андреем Рублевым позже. К слову, все фото и видеосъемки в соборе запрещены, так что для того, чтобы убедиться в этом, надо поехать во Владимир.
Но все-таки прекрасная архитектура еще не все, чем можно наслаждаться во Владимире. Тут воочию убеждаешься, насколько старое русское купечество стремилось к тому, чтобы его стараниями страна жила полной жизнью. Здесь построенные в конце XIX века фабрики соседствуют с общественными домами, возведенными на средства местных купцов, с их особняками, которые поражают воображение не только потому, что их хозяева стремились выделиться, но и потому, что они старались украсить родной город.
Прогулка по старинным купеческим улицам позволяет не только поглазеть на фасады, но и останавливаться во дворах, заходить в подворотни, сворачивать в переулки, рассматривать вблизи жизнь русской провинции, которая совсем не скучна, а наполнена прелестью и смыслом.
Татьяна Рублева