Маркетолог об эмбарго: «Жить будет сложно весь 2016 год»
Москва, 26 августа. Член гильдии маркетологов Николай Григорьев рассказал в эфире телеканала «МИР 24», чего ждать от продолжения санкций, как сэкономить на продуктах и стоит ли скупать валюту.
- Мы все привыкли к изобилию продуктов и не только. Чем заменить санкционные товары?
Николай Григорьев: К хорошему привыкаешь быстро, отвыкать сложно, но я бы не стал драматизировать. Ситуация, конечно, непростая: к России применены определенные санкции, Россия в ответ применили определенные контрсанкции. Идет экономическая война, а войны без потерь не бывает, так что придется нам смириться.
- К счастью потери только среди продуктов.
Николай Григорьев: Это экономическая война, поэтому мы говорим об определенных потерях с точки зрения нашего потребления.
- С каким продуктами нам придется окончательно распрощаться?
Николай Григорьев: Окончательно ни с какими. Все постепенно придет в соответствие, мы найдем замену: что-то купим в других странах, что-то произведем сами – я не вижу серьезных проблем. Но пострадать какое-то время придется.
- В чем заключается страдание?
Николай Григорьев: Во-первых, пока мы не можем что-то заменить, нам приходится покупать дороже, замещать быстрее – и домохозяйства от этого достаточно серьезно пострадали. Я думаю, что каждый кошелек за время действия санкций потерял от 15 до 20%.
- Имеет ли смысл сейчас все скупать, пока все не так дорого?
Николай Григорьев: Эта модель поведения была характерна перед Новым годом: люди покупали по пять-шесть телевизоров, холодильников и теперь не знают, что с ними делать. Я думаю, что любые формы панического поведения неприемлемы. Да, жить стало сложнее, и будет жить сложно, я думаю, весь 2016 год. Но самое важное, к чему я хочу призвать сограждан, – это не поддаваться панике.
- В любом случае отечественные аналоги есть не для всех продуктов…
Николай Григорьев: Конечно. У нас не растут бананы, апельсины, манго, папайя и многие другие продукты. Однако по основным крайне важным позициям, скажем, по куриному мясу – это общедоступный белок – мы проделали колоссальную работу за последние 10 лет, и сейчас потребность в нем покрыта на 100%. Свиное мясо – потребность покрыта практически на 80-90%. Очень серьезные проблемы по крупному рогатому скоту и молочным продуктам. Там срок окупаемости – от 15 лет даже с дотациями, поэтому здесь еще не успели.
- Почему цена на отечественную курицу и свинину выше, чем за границей?
Николай Григорьев: Смотря за какой границей. Цены на продукты питания в разных странах очень разные. В США цены как правило существенно ниже, чем в Европе, а в Европе выше, чем у нас.
- Какое руководство к действиям вы могли бы дать телезрителям?
Николай Григорьев: Руководство к действию очень простое. Первое – не паниковать. Второе – возможно, рассмотреть вопрос о замене брендов. Очень часто люди покупали, переплачивая за известные наименования. Сейчас выходит большое количество российских брендов и частных торговых марок сетей. Зачастую по качеству разницы нет никакой: вы можете прекрасно заменить продукт, просто у вас будет другой шрифт на коробочке. И третье – живите в той валюте, в которой зарабатываете. Сейчас многие бросятся, как всегда, скупать доллары, будут покупать по 60, по 80, по 100, а потом продавать 90, 80, 60 обратным ходом и потеряют деньги. Не делайте резких движений.