Маршрут на выходные: по пушкинским местам
К моему огромному удивлению, район Пушкинских гор оказался прекраснейшим и достаточно благоустроенным уголком Псковской области, с по-настоящему шишкинскими пейзажами и относительно благоустроенной инфраструктурой. Впрочем, обо всем по порядку.
Идея посетить Пушкинские горы пришла, как обычно, спонтанно. На пути из Москвы в Эстонию через Псков на ужасном псковском автовокзале обнаружил автобус, следовавший в Пушкинские горы - небольшой городок в самом центре области. Тут же придумал реализовать поездку, тем более, что был я в Пушкинских горах до того еще в начале 90-х, и главное - зимой. А тут выпал случай попасть в те места летом... Ну как же им не воспользоваться?
Добраться до Пушкинских гор из Москвы непросто: город с окружающими его усадьбами находится вдалеке от крупных дорог. В конце концов маршрут был проложен следующим образом: из Москвы на поезде в Псков до Великих Лук, из Великих Лук с пересадкой в полтора часа на автобусе в Пушкинские горы. Поездка на поезде заняла часов 10, а на автобусе - еще три. Казалось бы, совершать утомительный переезд ради двух небольших усадеб нерационально, но реальность превзошла все самые позитивные ожидания и о поездке жалеть ни на секунду не пришлось.
Для меня небольшой поселок в Псковской области ассоциировался с тотальной безнадегой, бегством молодежи и затяжным алкоголизмом оставшихся местных жителей, живущих в разбитых многоэтажках. Оказалось, что Пушкинские горы - очень аккуратненький небольшой городок, удивительно чистый и вполне благоустроенный по меркам глубоко дотационного региона. В самом центре города находится основное туристопривлекающее предприятие - административное здание ФГУК Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина. Именно отсюда управляют симпатичной округой, и именно это здание первым видят любители русской поэзии и дворянского быта начала XIX века.
Пару слов скажу о самом поселке Пушкинские горы. Городок совсем небольшой, обойти его кругом можно за полчасика. Но, повторюсь, очень чистый, и в целом напоминает скорее маленькие латвийские городки, чем псковские. Застроен в основном пятиэтажками:
Вот одна из городских площадей:
Городская администрация с заботливо ухоженным газоном и памятнику Ленину, скрытого в елках:
Советские артефакты встречаются в ассортименте и даже периодически подновляются. Смотреть на эти символы в нынешнее время удивительно, но местная власть, наверное, не видит в них ничего плохого. И то верно - город чистый, опрятный, нечего с памятниками бороться.
По городу разбиты небольшие клумбы. Вроде пустячок, а приятно:
Внезапно в Псковской области обнаружилось особенность, которая характерна больше для Сибири и Дальнего Востока - называть ярмарки и цены «московскими», что подразумевает низкие цены:
С культурными мероприятиями в Пушкинских горах тоже все хорошо:
Особенно умиляют вот такие домики, где расположены сувенирные магазины:
Первым делом рекомендую отправится в Святогорский Свято-успенский монастырь. Монастырь, кстати, крохотный, не на всю его территорию пускают туристов, но вполне себе симпатичный:
Интересная особенность монастыря - бойкая торговля 100-процентными ягодными соками. Пол-литровая бутылка клюквенного или земляничного сока стоит около 300 рублей, но по вкусу - что-то восхитительное, как будто килограмм ягод съесть. Но народ сюда приходит совсем не за соками. В этом монастыре находится могила Пушкина. Рядом с Пушкиным похоронены и его родственники.
У могилы Пушкина обнаружил интересную процессию - полтора десятка туристов из Эстонии громко декламировали стихи Пушкина у его могилы на своем языке! Все-таки русская литература является прекрасным экспортным товаром...
Собор в монастыре совсем небольшой, но к фотографам отношение тут не очень - снимать внутри не разрешили. Ну ладно, нельзя так нельзя.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
От Святогорского монастыря до усадьбы Михайловское идти примерно 4-5 километров вот по такой очень недурной дороге. Так что если уж соберетесь в эти края, надевайте удобную обувь: ходить придется много, а на территорию самого заповедника проехать вообще не разрешают.
Около входа в усадьбу построили недурственный отель:
Тут уже начинается музейное пространство. Сначала у главной дороги на Михайловское стоит какой-то чудный частный музейчик с забавными фигурками и граффити:
Далее - пруд и мельница. Красота!
Музейная касса. Кстати, на территории заповедника полностью запрещено курение, потому курильщикам стоит набраться терпением. Тем более, что воздух в этих малонаселенных краях чистейший.
В парке, окружающем Михайловское, растет какое-то невероятное количество черники! Я минут 30 ходил и собирал ее, пока совсем не наелся:
Вот и, собственно, усадьба.
Туристов на выходных тут обычно очень много, экскурсионные группы набиваются в господский дом так быстро, что все внутренние помещения заполняются народом, как в московском метро!
Вот такими видами любовался Пушкин по утрам во время своей ссылки:
А вот внутри господского дома смотреть практически нечего. Здание многократно перестраивалось, горело, и собственно пушкинских артефактов тут достаточно мало. Да и то, наверное, откуда-то издалека привезли.
Однако не только историческим господским домом красиво Михайловское. Тут очень красивый парк, где который хочется обойти весь не менее двух раз. И даже толпы туристов не смущают.
У Пушкина, говорят, была даже собственная потешная пушка (каламбур-с), которая иногда выполняла роль будильника поэта:
Один из лучших памятников Александру Сергеевичу так же находится в Михайловском:
Однако летняя красота русской природы не заканчивается в рамках приусадебного парка. Она тут везде, во всем заповеднике, куда ни зайди. Пейзажи тут по-настоящему шишкинские... Разве что реальные, а не выдуманные:
Разумеется, их активно рисуют будущие Шишкины:
Но не Михайловским единым интересен заповедник. Тут рядышком (около 4-5 километров) находится усадьба Тригорское, куда «наше все» очень любил заглядывать. О Тригорском - чуть ниже, а пока проходим мимо... Настоящих грядок с капустой, картошкой и, вроде бы, пшеницей. Интересно, они тут зачем? Тоже пушкинское наследие или антикризисная самодеятельность музейных работников?
Кончились грядки и снова - красота. Ну как не разместить такие пейзажи? На них даже мельница есть!
После пруда нужно пройти около 2 километров до Тригорского. Кстати, понимаю, что может быть тяжело, но крайне рекомендую именно пройти. Автобусы и автодороги обходят все эти пейзажи мимо, а пешая прогулка будет полезна не только вам, но и вашему смартфону, который обязательно похвалит за превышение суточного плана в 7500 шагов. Дорога ведет через небольшую автостоянку и далее, по неплохому шоссе выходит к деревеньке Воронич. Не заходя в нее, сворачивайте по тропе вправо, постепенно выходя к Георгиевской церкви, фотогенично стоящей на вершине холма:
Как обошли Воронич - вы на месте. Тригорское. Во времена Пушкина это была усадьба Осиповых-Вульф. Несколько проживавших тут барышень считались любовницами поэта, а посвященные им стихи вошли в золотой фонд русской поэзии. Усадьба, кстати, достаточно скромная, дом деревянный, но аутентичных артефактов тут сохранилось намного больше, чем в Михайловском.
Однако самой известной обитательницей Тригорского стала Анна Петровна Керн. Неизвестно, была ли она пушкинской любовницей, скорее всего, нет, но именно ей «наше все» посвятил главное лирическое стихотворение русской литературы.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Вот, собственно, и муза. Как думаете, в наше время сошла бы за красавицу?
Ну хватит о личной жизни Пушкина, перейдем к осмотру усадьбы. Тут как-то поинтереснее...
Усадьба симпатична не только внутри, но и снаружи. Тут прекрасные клумбы и виды из этих мест тоже очаровательны:
Будет возможность - обязательно посетите Пушкинские Горы. Тем более, скоро осень - любимое время года Александра Сергеевича. А музей-заповедник поэта оказался одним из лучших в стране, который находится в стороне от столиц и крупных городов.
Петр Королев