«Гоголь-центру» на Руси жить хорошо?
Москва, 29 августа. Что будет с «Гоголь-центром»? Всякому, кто любит театр, не все равно, и я лично переживаю, наблюдая за нынешними позиционными боями. Совершенно очевидно, что само уже не рассосется, и такое впечатление, что те и другие замерли и ждут, у кого первого не выдержат нервы.
У театра, судя по тому, что известно, накопился долг, но процедуры банкротства государственных театров не существует и примеров нет. Вот и ждем. Театр - что долг как-то сам собой рассосется, а чиновники, можно предположить, ждут, когда у Серебренникова не выдержат нервы, что, судя по некоторым его комментариям в социальных сетях, очень даже возможно. Он человек творческий, значит, нервный. То есть конфликт усугубляется: даже если большей части комментариев, которые успели взбудоражить театральную и околотеатральную общественность, на самом деле не было, и малой части достаточно, чтобы догадаться, что тучи вокруг «Гоголь-центра» не рассеваются, а наоборот, сгущаются.
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предположить, каким может быть самый жесткий и грустный для поклонников «Гоголь-центра» сценарий: долг растет, денег на его покрытие нет и не предвидится, на новые спектакли их никто не дает… В такой ситуации режиссер, у которого полным-полно приглашений (а я подозреваю, что у Серебренникова есть, чем заняться, в том числе и за рубежом), то есть при самом мрачном варианте, Кирилл Серебренников уходит из театра и уезжает из России.
Уход режиссера из «Гоголь-центра» означать может только одно: конец этого проекта. Самое главное, что это не будет местью за не слишком вегетарианское появление Серебренникова в этих стенах, - это станет ударом по всему новому театру, лидером и эмблемой которого Серебренников, конечно, является и давно уже воспринимается. Для предыдущего руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова «Гоголь-центр» был, можно так сказать, любимой игрушкой, ему нравился сам Серебренников, его имидж, его спектакли и публика «Гоголь-центра» - его, так сказать, электорат. Новый руководитель столичной культуры Александр Кибовский никакой ответственности перед этим театром не чувствует, ничего ему не обещал и вообще он уже во всеуслышание сказал, что сама идея экспериментов за государственный счет вызывает у него сомнения. А театр Серебренникова почему-то у нас многими воспринимается именно как экспериментальный и авангардный. Вообще, начав раскладывать карты так и эдак, понимаешь, что у этой истории не так много возможностей для благополучного разрешения. Важно понять еще, что считает благополучным исходом сам Серебренников. Хочет ли он преодолевать эти проблемы или готов сдаться? На некоторые вопросы, кстати, наверняка даст ответы премьера, которая назначена на первую половину сентября - «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Некрасова. Название хорошее!
Григорий Заславский