Индекс наследия: что не так с расчетом ценности памятников?
Москва, 12 сентября. Есть ли такие весы, на одну чашу которых можно было бы положить Кирилло-Белозерский монастырь, а на другую - костромские Торговые ряды, и узнать, что из них более ценно для матери-истории? И вообще интересно, можно ли придумать такую шкалу, которая в итоге позволила бы объективно оценить тот или другой памятник, про которые привычно говорят, что все они бесценные?
В Институте культурного и природного наследия сумели рассчитать ценность памятников до десятых и даже сотых. Свою работу ученые назвали «Национальный индекс наследия». После обсуждения ученым советом института ему дадут дорогу в жизнь, передает телеканал «МИР 24».
Оценивать памятники предлагается по нескольким критериям (первый так и называется – «Критерий ценности»). Оценки можно давать от нуля до единицы.
Категория подлинности странным образом определяется «духовным и физическим восприятием объекта». Хотя многим казалось, что подлинность определяется сохранностью памятника, тем, перестраивался он или нет, был ли разрушен и сколько в нем сегодня процентов новодела.
В ходе сложных вычислений в Институте наследия сумели определить индексы нескольких десятков памятников. Так, у Города мертвых в Северной Осетии (памятник XII-XVIII веков) индекс наследия составляет 0,31. Много это или мало, можно понять лишь в сравнении. Например, с местом приземления Гагарина, индекс которого равен 0,43.
Но это еще не все. Кирилло-Белозерский монастырь, как и место приземления Гагарина, уступил зданию Политехнического института в Новочеркасске и Ростовскому драматическому театру им. Горького, индекс которого выше 0,48. Здание, конечно, замечательное, но подлинником, как известно, не является: настоящий памятник советского конструктивизма в форме трактора был в два раза больше, но его разрушили немецкие бомбардировщики, а нынешнее здание было построено после войны. То, что оно по новым расчетам оказалось куда большим культурным наследием, чем Кирилло-Белозерский монастырь, впечатляет.