Стас Намин воссоздал авангардную «Победу над Солнцем»
Москва, 3 октября. Шестая Московская биеннале, как оказалось, может порадовать посетителей не только современным искусством. Театр Стаса Намина предпринял смелую попытку реконструировать футуристическую оперу «Победа над Солнцем». В 1913 году ее авторами стали поэт Алексей Крученых, композитор Михаил Матюшин и художник Казимир Малевич. Собственно, именно в этом спектакле впервые появился знаменитый черный квадрат. С тех пор это легендарное произведение считается одним из главных в истории русского, да и мирового авангарда. Корреспондент «МИР 24» Александра Корчагина побывала на закрытом показе оперы в «Ударнике» – кинотеатре, который сам является памятником конструктивизма.
Актеры, одетые в футуристические костюмы, сразу демонстрируют узнаваемый почерк Казимира Малевича. Именно он в начале прошлого века стал оформителем оперы «Победа над Солнцем». Тогда, во время создания костюмов, легендарный художник сделал первые шаги в супрематизме. Это он считается создателем этого направления в живописи. Знаменитый «Черный квадрат» Малевича впервые появился в декорациях «Победы над Солнцем».
С момента создания опера на большой сцене ставилась всего два раза. Причем на первом показе в 1913 году спектакль напоминал скорее балаган. Зрители возмущались увиденным и услышанным.
Авторы оперы – поэт Алексей Крученых, композитор Михаил Матюшин и художник Казимир Малевич – организовали «Первый всероссийский съезд футуристов», на нем они и решили создать абсурдный театр под названием «Будетлянин». Троица друзей хотела перевернуть представление о типичном театре с ног на голову. Это был совершенно новый мир, где текст звучал как бред безумного, а музыка напоминала игру на расстроенном пианино. Театр Стаса Намина полностью воссоздал и текст, и музыку, и костюмы. Из нового – лишь видеопроекция.
Главные герой оперы – «будетляне».Они отправляются покорять солнце, веря в то, что наука и разум обязаны победить природу. Кстати, изначально у футуристов была задумка полностью отказаться от женских ролей, но в новой постановке эту идею поддерживать не стали. Ведь костюмы и текст все равно обезличивает актеров. И если в спектакле 1913 года участвовали только любители, то в новой версии играют артисты с оперными голосами.
Такой серьезный подход уже принес театру Стаса Намина свои дивиденды. Ведь труппа уже успела представить «Победу над Солнцем» на ярмарке современного искусства «Art Basel» в Швейцарии, а недавно получила приглашение выступить в Париже. После специального показа в «Ударнике» авангардная постановка будет регулярно идти на сцене театра Стаса Намина в парке Горького.