Под знаком Малевича: Третьяковка показала хрупкие работы
Москва, 31 октября. Третьяковка открыла свои запасники. Публике показали графику авангардиста Казимира Малевича и его последователей.
Произведения выставляют редко из-за хрупкости: их почти не перевозят, а в залах нужен обязательно приглушенный свет. От яркого света могут поблекнуть краски. Выставка «Под знаком Малевича» продолжает серию событий, приуроченных к юбилею главного произведения Малевича – «Черного супрематического квадрата».
В этом году исполняется сто лет с момента первого показа картины на Последней футуристической выставке «0, 10», которая открылась 19 декабря 1915 года. После той знаменитой экспозиции у Малевича появились первые последователи. Сначала они объединились в общество «Супремус».
Затем, когда мастер возглавил художественную школу в Витебске, он основал «партию супрематизма» под названием «Уновис». Это случилось уже в 1919 году.
Экспозиция в музее построена таким образом, что осмотр зритель начинает с произведений самого Малевича. Есть карикатуры, наброски карандашом и, конечно, знаменитый автопортрет, написанный гуашью. Художник в 10-ых годах прошлого века был увлечен фовизмом, он изобразил себя на фоне своего же полотна «Купальщицы», которое, к сожалению, не сохранилось.
Один из самых известных последователей Каземира Малевича - советский художник Эль Лисицкий. Он развивал супрематические идеи в архитектуре. Свою разработку он назвал ПРОУНЫ – «Проект утверждения нового». То есть это такой супрематизм в 3D: художник изображал объемные фигуры, на которые можно смотреть как горизонтально, так и вертикально. Кстати, открытиями Малевича и художников его круга до сих пор пользуются современные дизайнеры и архитекторы.