Фабрика мульт-грез
Фестиваль Мультфильмов - это ежегодное событие, которое уносит всех, кому больше трех лет, в мир фантазии и мечты.
Целую неделю на разных площадках Москвы нон-стопом шли самые лучшие, самые свежие и самые технологичные мультики, созданные как российскими аниматорами, так и их иностранными коллегами. Хитом фестиваля стала Фабрика мультфильмов, которая работала всю неделю в Культурном Центре ЗИЛ.
Сюда можно было прийти и самому снять мультфильм. В прошлом году на такую Фабрику мультфильмов пришло рекордное количество участников, поэтому в этот раз организаторы увеличили число анимационных цехов и время их работы.
На фабрике расположилось аж 28 цехов, в которых маленькие и взрослые гости снимали мультфильмы как в традиционных — рисованной, пластилиновой, кукольной техниках, так и в более редких, например, сыпучей анимации или ожившей живописи.
В залах ЗИЛа с утра до вечера царила творческая ажитация. Дети с головой погружались в творческий процесс. Для изготовления мультиков в дело шло все: манка, кофе, мелки, пластилин, калька, куклы, и живые дети. Детей разували и раскладывали по полу в разных позах. Потом получалось то, что называется «stop-motion трансформация».
В цехе Лего-анимации куратор Ирина Неустроева делала с детьми большой город и населяла его жителями. Затем, при помощи покадровой анимации, они оживляли пространство, и по ходу игры придумывали, что человечки делают в этом городе.
Кофе, как оказалось, очень подходящий продукт для изготовления не только бодрящего напитка, но и мультиков. Для того, чтобы придавать сыпучей кофейной массе нужную форму, аниматоры использовали кисточки, стеки, деревянные зубочистки и детские руки. Создание такого мультфильма - непростая и не быстрая задача, ведь нужно кадр за кадром, трогая и слегка изменяя рассыпанный на столе кофе, создавать движение и жизнь в будущем мультфильме.
В Цехе хромакейной анимации мастер Зоя Ипполитова надевала на ребят разные смешные бумажные маски и придумывала им движения. Съемка происходила на зеленом фоне (киношники его называют «зеленым экраном»), чтобы потом вместо него на задний фон поместить какую-нибудь фантастическую сцену. Таким образом, герои съемок оказывались в мультипликационном мире.
Цех пластилиновой анимации пользовался большим успехом. По задумке куратора Евгении Фофановой, действие мультика происходит в Африке, где гуляют главные герои: Слоненок и его подруга Бегемотик. Африка – на заднем фоне, а на стекле живут и двигаются персонажи. Дети выбрали по герою, и двигают их по команде режиссера.
В мастерской комикса преподаватели Детской студии «Шапоклак» поручили всем выбрать себе какого-то героя – например, кота Симона, Барта Симпсона или робота Бендера из «Футурамы» – вырезать его из бумаги и раскрасить, а затем придумать ему положение на общей картине с изображением театральной сцены. За один день работы выставки сюда зашли почти четыре десятка детей, и такое же количество героев теперь живет на этом холсте.
Живое и движущееся дерево из фасоли и птичками из чечевицы получилось в студии сыпучей анимации. Остальные элементы мультика были из манки, риса, гречки, пшена и соли.
Озвучка мультфильмов – не менее увлекательный процесс, чем их рисование. На экране идет мультик, а вы озвучиваете выбранного героя голосом, хлопками, стуков, маракасами и другими звучащими приспособлениями.
Зоетроп – новая оптическая игрушка. Она представляет собой цилиндр с вертикальными прорезями, закрепленный на вращающейся оси. Внутрь помещается лента с серией кадров (причем, их можно рисовать самостоятельно). Барабан раскручивается, и кадры превращаются в кино!
Трехмерный большой зоетроп.
А это называется праксиноскоп. По окружности большого барабана располагаются 12 кадров-картинок, которые приходят в движение, отражаясь в зеркальной призме. В результате вращения, картинки оживают.
Игрушечный синематограф. С помощью ручки перелистываются кадры анимационной ленты, сливаясь в небольшой фильм. Конструкция аттракциона скопирована с гениальной в своей простоте оптической игрушки начала XX века. Дети забираются на лестницу и смотрят двадцатисекундный фильм про динозавра.
На Фабрике творили не только дети, но и их родители. Взрослые с удовольствием погружались в веселую атмосферу радости придумывания и воплощения.
Взрослые посетители также интересовались лекторием, в котором можно было познакомиться с легендарными аниматорами. В последний день Фабрики тут выступа Иван Максимов, которого все, наверное, знают по трогательному мультику «Ветер вдоль берега» и «Болеро». Он показывал ролики, которые, по его мнению, идут в авангарде современной анимации и лично ему нравятся. Также в лектории шли кинопоказы и образовательные секции партнеров: Школы компьютерной графики Scream School и Московской школы кино, телеканала «Мульт», Школы-студии «Шар», художественной мастерской компании «Комус», анимационного факультета Высшей школы экономики.