Западные СМИ: Путь к миру в Сирии лежит через Москву
Москва, 17 ноября. Ведущие западные СМИ подводят итоги завершившегося накануне в Турции саммита «большой двадцатки» в Турции и отмечают, что центральной фигурой и главным его триумфатором стал президент России Владимир Путин, который призвал мировое сообщество объединиться вокруг борьбы с терроризмом. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на заголовки изданий.
«Путин вошел с холода: отчаявшиеся мировые лидеры подлизываются к российскому президенту, чтобы он присоединился к борьбе с ИГ», - говорится в заголовке к статье в британской Daily Mail. «Путин превратился из отверженного в политика, принимающего участие в решении проблем на G20», – констатирует Financial Times. Американское агентство Bloomberg подчеркивает, что «Путин превращается на G20 из парии в полноправного игрока». И это только малая часть публикаций, посвященных России и ее национальному лидеру.
Центральным событием саммита в Анталье, безусловно, стала пусть и непродолжительная и внеплановая, но весьма содержательная встреча лидеров двух сверхдержав - Владимира Путина и Барака Обамы. Президенты успели за какие-то 20 минут обсудить самые болезненные темы в двусторонних отношениях - начиная сирийской проблемой и заканчивая кризисом на Украине. И пусть главам России и США не удалось прийти к общему знаменателю по всем вопросам, но сама появившаяся возможность обменяться мнениями внушает оптимизм. Впервые в этом году Путин встретился с премьером Великобритании Дэвидом Кэмероном, переговоры с которым также завершились весьма успешно. В Москве, в частности, увидели признаки того, что Лондон хочет наладить отношения, а в Соединенном Королевстве выразили надежду достичь компромисса по Сирии и судьбе ее руководителя Башара Асада.
После окончания саммита российский президент рассказал, что Кремль установил в Сирии контакты с некоторыми подразделениями оппозиции и готов пойти еще дальше при условии, что страны Запада перестанут бояться России и дадут координаты территории САР, где, по мнению Запада, скрываются боевики. Кроме того, наметились подвижки в деле реструктуризации долга Украины. Так, Москва предлагает перенести выплату украинского долга на $3 млрд с предстоящего декабря на 2016–2018 годы так, чтобы Киев возвращал по миллиарду ежегодно.
Стоит отметить, что в последний раз западные издания писали о возвращении российского лидера на международную политическую арену перед Генассамблеей ООН в конце сентября. Тогда как раз стало известно, что Обама согласился на двустороннюю встречу. Тогда еще не началась операция российских ВКС в Сирии, не было авиакатастрофы российского самолета на Синае и не произошли теракты во французской столице.
Алекс Баркер, Джордж Паркер и Кэтрин Хилл в своей статье в британской газете деловых кругов Financial Times пишут, что западные лидеры на саммите в Турции, по сути, признали, что разрешить конфликт в Сирии без России невозможно. По словам журналистов, мало кто из мировых лидеров на ежегодных саммитах испытывал такой поворот судьбы и получал от этого громадное удовольствие, как Путин. Между тем FT отмечает, что отношения двух сверхдержав все равно остаются напряженными. Для того, чтобы объединить усилия в борьбе с терроризмом, сторонам предстоит сделать невозможное - преодолеть взаимное недоверие, заключает издание.
Теме борьбы с террором и ее истокам посвящает свою статью американское деловое издание The Wall Street Journal. Корреспондент газеты Пол Сонн отмечает, что Москва давно рассматривала проблему терроризма как площадку для укрепления сотрудничества с Западом. Он напоминает, что почти 15 лет назад Путин первым позвонил Джорджу Бушу-младшему после терактов 11 сентября и предложил помощь. Это решение стало основой пусть и для кратковременного, но все позитивного периода в двусторонних отношениях. Сейчас же Россия и США остаются по разные стороны баррикад в вопросе дальнейшего будущего Сирии и его президента Башара Асада. Тем не менее Владимир Путин предпринимает шаги, которые привели бы к сближению позиций. Так, на саммите он заявил, что Москва готова договариваться с сирийской оппозицией и не бомбить ее, а объединить усилия в борьбе с террористами ИГ.
Стивен Фидлер и Джулиан Э. Барнс в этом же издании пишут, что Москва взамен на сотрудничество по Сирии может получить от Запада «пряник» в виде ослабления режима санкций. Тем не менее, по словам журналистов, создание коалиции с Москвой по Сирии может привести к укреплению режима Башара Асада, что, в свою очередь, приведет к ослаблению позиции суннитов в Сирии, которые, скорее всего, перейдут на сторону «Исламского государства».
Теме борьбы с террористами ИГ посвящает свою статью обозреватель римской газеты La Reppublica Федерико Рампини. По его мнению, добиться победы над джихадистами в Сирии возможно только при условии достижения договоренности между Москвой и Вашингтоном, а также расширение антиигиловской коалиции. Журналист обращает внимание на противоречия в странах, поддерживающих сирийскую оппозицию. Так, Турция, помимо ИГ, своим врагом называет курдских ополченцев. А ведь последние являются действенной силой в регионе, которая оказывает существенное давление на террористов как в Ираке, так и в Сирии. Кроме того, в отличие от других антиигиловских сил, они воюют с боевиками на земле, заключает Рампини.