«Он – дракон»: старая сказка для детей 21 века
Коварный дракон появляется в вымышленном славянском городе и крадет со свадьбы невесту, наподобие того, как алчный Смауг нападает на Озерный город Питера Джексона. Девушка и дракон влюбляются друг в друга, и холодный остров, образовавшийся из скелета древнего чудовища, превращается в глянцевый тропический рай, похожий на рекламу модного курорта. Новое фэнтези компании Bazelevs «Он – дракон» рассчитано на девочек-подростков, мечтающих спасти от самого себя какого-нибудь рефлексирующего красавца с кубиками на животе.
Сценарий представляет собой сочетание двух архетипических сюжетов: «красавица и чудовище» и похищение девственницы драконом. Некий далекий северный город живет под гнетом ужаса перед драконом, каждый год забирающим красивейшую девушку в свое логово. Одному из женихов удается выследить и убить чудовище, и в городе на многие годы воцаряется спокойная жизнь. Постепенно культ дракона превращается в детскую сказку, пока однажды беда не возвращается – в день, когда князь отдает замуж свою дочь Мирославу (Мария Поезжаева)...
Сюжет с драконом и девушкой множество раз воплощался в древних мифах и связывается историками с обрядом жертвоприношения реке, когда красавиц бросали в воду, чтобы обеспечить ее разлив, а, значит, урожай. Так и в картине Индара Джендубаева дракон живет на скале посреди холодного моря. Символичная сцена в начале фильма, когда жених притягивает по воде лодку, в которой лежит невеста, внушает надежду на не просто красивое, но и глубокое кино. Однако дальше характер картины сильно меняется. Все внимание концентрируется на отношениях Миры и Армана – первой ипостаси дракона. Познакомившись с прекрасным юношей, княжна мгновенно забывает про своего жениха, отца, сестру, подруг и включается в любовную игру.
Мира ведет себя как современный завсегдатай курортов Бали или Гоа. Она ловко обустраивает в костях дракона модное жилище, словно по каталогу IKEA, выискивая в сундуках разбившихся кораблей модные восточные статуэтки, живописные летящие ткани, подушечки, и даже находит набор платьев – как раз своего размера. Видимо, кто-то из женихов, отправившихся в опасный путь на корабле, захватил-таки с собой набор праздничных туалетов для избранницы... «Я научу тебя жить как человек», – говорит Мира Арману, и создается ощущение, что счастье, по мнению режиссера, и есть тот самый «икеечный» мирок. Тот тем временем страдает от своей раздвоенной природы и пытается избавиться от дракона, вместо того, чтобы научиться его контролировать.
Сюжет о красавице и чудовище актуален всегда и еще много раз будет наполняться новыми смыслами. Колоритное лицо Лыкова вкупе с именем «Арман» недвусмысленно намекают зрителю на тему бытового расизма и предубеждения многих женщин против восточных мужчин, а достаточно сильный говор актрисы, в свою очередь, апеллирует к провинции. Если углубиться в психологию, то в этой истории можно увидеть и тему отношений «насильник - жертва», когда человек привязывается к своему угнетатели и переходит на его сторону – так называемый Социальный стокгольмский синдром.
Для Джендубаева «Он – дракон» – дебютный полнометражный фильм. Начать можно с того, что на главную роль приглашен не актер, а модель Матвей Лыков (сын Александра Лыкова из сериала «Улицы разбитых фонарей»), и именно это ярче всего свидетельствует о том, что кино создано, прежде всего, для мечтающих о прекрасных принцах юных дев. Камера то и дело смакует лицо и рельефное тело героя, загорелые бедра которого прикрывает лишь живописная полупрозрачная тряпочка. Его образ напоминал бы знаменитого «Демона» Врубеля, если бы не актерская игра и диалоги, блещущие такой наивной простотой, что местами становятся как-то неловко за происходящее в кадре.
Режиссер явно понимает – ничто так не манит девушек, как красивые мужские торсы и мужские душевные муки. Этот волшебный рецепт поможет еще раз собрать приличную кассу, ведь именно им объясняется безумный успех фильмов «Сумерки» или «50 оттенков серого».
«Он – дракон» в кино с 3 декабря.
Мария Аль-Сальхани