Мультитворчество «председателя земного шара»
Москва, 28 ноября. Маяковский рисовал его портреты, Малевич оформлял обложки книг, а Мандельштам вызывал на дуэль. Сам он себя назначил себя «председателем земного шара» и повлиял на представителей русского авангарда. Все это – о поэте Велимире Хлебникове. Именно ему посвятили выставку «ПтицЫ и цЫфры», которая открылась в Московском музее современного искусства. Корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов побывал на открытии и узнал, что Хлебников так и не успел сделать.
В начале прошлого века его творчество было «пощечиной общественному вкусу», теперь – это классика. Сложно перечислить, на кого повлиял поэт Велимир Хлебников, и всегда список будет не полным. Это не только поэты и писатели, но и музыканты, скульпторы и художники. На выставке в Музее современного искусства – полное «мультитворчество». Название экспозиции – «ПтицЫ и цЫфры» – из детского увлечения поэта орнитологией и уже взрослых попыток на основе чисел предсказать будущее.
Считается, что поэзию великого футуриста невозможно иллюстрировать, но 22 современных художника, по крайней мере, попытались. Виктор Ремишевский создал инсталляцию «Капище председателей земного шара». Всего 13 камней с флажками. Среди имен – и Маяковский, и даже индийский писатель и нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор.
Некоторые работы могут показаться абсурдными, но только на первый взгляд. На самом деле художники подробно изучили биографию поэта, который, кстати, по паспорту был просто Виктором, и использовали факты на свое усмотрение.
По признанию друзей, Велимир Хлебников был человеком с неустроенным бытом. Доходило до того, что ему дарили шубы и другие вещи. Это подвигло одного из мастеров сделать гигантский башмак как символ этой неустроенности. Сперва предполагалось сделать резиновую шубу. Но, видимо, не в этот раз.
Организаторы выставки напоминают – фигура Хлебникова настолько масштабна, всего и не расскажешь. К примеру, была у авангардиста такая идея: закодировать цифрами пение птиц. Но то ли не вышло, то ли времени не хватило. Все-таки Хлебников все свободные часы посвящал сочинению стихов. На выставке они звучат отовсюду.
«Начало звука живет самовитой жизнью, или же слово идет на службу разуму? Звук перестает быть «всевеликим» и «самодержавным». Звук становится именем».
«Все это кипящий котел, который воспроизводит новые идеи и дает нам повод для радости и вдохновения для жизни».
И еще один интересный факт. За прижизненными изданиями Хлебникова – брошюрами и журналами, где он печатался – букинисты устроили настоящую охоту. Хотя и сто лет назад книги стоили немало. Тогда на Западе их охотно покупали за валюту. Вырученных денег эмигрантам хватало на первое время жизни. Редкие экземпляры не остались за океаном.
К оформлению книги «Трое» приложил руку сам Казимир Малевич, но даже она в цене уступает «Тэ ли лэ», экземпляров которой осталось всего с десяток. За каждый просят 200 тысяч долларов. «Председатель земного шара» и в XXI веке оказался востребованным автором. А историки до сих пор удивляются, как поэт мог высчитать «ритмы истории» и предсказать события 1917 года за пять лет до них в своем трактате «Учитель и ученик». И эта выставка показала, что и спустя столетие последователей у Велимира Хлебникова меньше не стало.