«Алиса и государство», или Старая сказка на новый лад
«В любой непонятной ситуации ложись спать». Пожалуй, эту известную крылатую фразу можно адресовать каждому второму гражданину. Мы то ли не хотим, то ли не умеем, то ли… В общем, совершенно не разбираемся в своих правах и обязанностях.
Что делать, если протекает крыша? Как сэкономить на ЖКХ? Спектакль Центра имени Мейерхольда «Алиса и государство» – это наглядная энциклопедия по правам человека. И не надо быть юристом или гением, чтобы разобраться, что можно, а чего нельзя в собственной стране. Как вообще работает этот сложный механизм под названием «государство»?
Центр Мейерхольда – очень творческая площадка. Попадая сюда, каждый раз ожидаешь чего-то феерического. И этот спектакль – не исключение. Оригинальный жанр социального театрального проекта сегодня особенно популярен на Западе, в России же это, скорее, пока эксперимент.
Драматург Саша Денисова и режиссер Алексей Жеребцов создали на сцене не просто сатиру на современное общество, а целую инструкцию по применению – как выжить в государстве. За основу взята сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Студентка Алиса, переволновавшись на экзамене по праву, падает в обморок. И встречает очень необычных и интересных персонажей, а ее преподаватель вдруг предстает в образе кота…
«Птичками в хрюшек стреляете… Какой-то у вас тут прям Яблочный Спас», – вот так оригинально нас призывают отключить мобильники (ну, вы уже поняли, про какие яблочки идет речь…) в начале спектакля. «Красиво я упала или не очень? А то упасть в юбке можно и некрасиво… – рассуждает Алиса и мы вспоминаем монолог девочки, упавшей в погоне за кроликом в нору. – Куда вообще можно упасть?» А действительно, куда? И откуда здесь эти зайцы? Что вообще все это значит? Пока совсем ничего непонятно, ну прямо как в известной сказке. «Отвечай сама себе на вопросы, чтобы выбраться», – говорит Евгений Борисович Алисе. И вот только тут мы, кажется, начинаем немного понимать, в чем дело.
Сначала Алиса встречает трех молодых людей с клумбами на голове – олицетворение пенсионеров. Бабушки на лавочке у подъезда рассуждают о том, как сэкономить на ЖКХ, что делать, если протекает крыша, и стоит ли устанавливать счетчики воды. И пока они судачат о пенсиях, Алиса задается вопросом: «А зачем вообще тогда государство, если бабули не получают нормальных пособий в старости»? И вот тут начинается масштабный ликбез. Однако скучным, несмотря на обилие терминов, его не назовешь. И в этом большая заслуга не драматурга, а именно актеров и режиссера.
За рассуждениями о государстве, вглядываясь внимательнее в образы артистов, мы обнаруживаем реальных персонажей, но имена их, естественно, остаются за кадром. Впрочем, тут и так всем и все понятно. Чего же еще надо? А надо расставить все точки над «i» – и Алиса оказывается марионеткой в чьих-то крепких руках. Как выяснилось, она может выбрать форму правления в стране: горизонтальную (когда люди договариваются) или вертикальную (когда правила диктуют сверху).
И вот уже скамейка трансформируется в кафе и понеслось известное нам по оригиналу сказки чаепитие… Критика импортозамещения, золотая молодежь, бедная интеллигенция, петиции в соцсетях…
А сколько раз, признайтесь, вы подписывали разнообразные электронные петиции? А можете вспомнить, какие именно? Вот и посетители этого сценического кафе не могут дать точного ответа. Достаточно того, что они делают это ежедневно! Но имеет ли все это реальную юридическую силу? Вопрос. Да и что может знать о своих правах тот, кто минимум раз в месяц бывает за МКАД – то есть в Риме?
Оппозиционеры, собирающиеся на антивсякие марши миллионов и критики, спящие на спектаклях… Это тоже действующие лица современного государства. Но они так ловко и искусно воссозданы актерами на сцене, что уже я смеюсь громче всех. И уже знаю, что эта статья будет о том, что «хорошие режиссеры всегда ставят хорошие спектакли, плохие режиссеры – плохие спектакли, красивые режиссеры – красивые спектакли и так далее».
А вот мужчина справа от меня – он хохочет так, что слышно даже на улице. Наверное, по дороге в театр его останавливал полицейский, и он узнал сейчас яркие образы на сцене. Перед Алисой – старший Патруляля и Патрулюлю. Они учат девочку, как надо разговаривать с правоохранительными органами.
А помните гриб в сказке Кэрролла: откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься? «Если с одной стороны немного откусить, то с другой прирастет», – отмечает на сцене депутат партии «Единорог». И недаром со сцены звучит фраза: «Чем ярче игра – тем лучше».
В жизни мы порой, как бабочки, летим на свет, бьемся крыльями, но преодолеть преграду не можем. И эту мысль авторы проекта доносят до зрителя с помощью пластического этюда.
Позже на сцену выходит та самая королева, которая готова рубить головы направо и налево. Она играет в крокет, а прислуживают ей те самые зайцы. Они безлики и послушны. И вот один «выбивается из системы»: снимает с себя маску, обнажает лицо и… оказывается на улице.
К финалу уже неясно – то ли плакать, то ли смеяться. Но зал продолжает хохотать над неприкосновенностью депутатов, несовершенством судов и прочим, прочим, прочим… Так что этот спектакль рекомендуется к просмотру людям с чувством юмора и здравой самоиронией.