Скандалы года: «Тангейзер», выставка в Манеже и Театр.doc
Москва, 26 декабря. Скандалы года! Без этой рубрики не может обойтись ни одно подведение итогов. Кстати, скандалы иногда приносят не только неприятности для их участников, но и пользу культуре. Неприятно, конечно, когда театр, например, воспринимают как территорию, где все время происходит что-то нехорошее и скандальное, а с другой стороны, благодаря скандалу вокруг премьеры «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, многие, наконец, узнали, что был такой композитор как Рихард Вагнер, а одна из его опер называется «Тангейзер». А благодаря смелой режиссерской версии Тимофея Кулябина некоторые впервые узнали подлинный сюжет этой оперы. Это ли не польза? Точно также когда-то вся страна узнала о существовании оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь», когда анонимные доброжелатели распространили письмо о будто бы имеющихся в спектакле неприятных и аморальных моментах. Моменты такие так и не обнаружились, а вот про оперу узнали даже те, кто в оперу вообще никогда не ходил.
«Тангейзер» попал на страницы СМИ, когда новосибирские казаки, о существовании которых многие даже не подозревали, заявили об оскорбленных религиозных чувствах. До этих пор не было такого, чтобы спектакль, который почти никто не видел, вызывал так много возмущения. Более того, из-за этой истории уволили директора театра, а саму премьеру сняли от греха подальше. А главное - спектакль можно было посмотреть, но оскорбленные в театр не шли, а возмущение высказывали, опираясь на мнение тех, кто вроде бы успел увидеть в постановке что-то оскорбительное. Прецедент неприятный, хотя сам случай вовсе не означает, что кто-то имеет право оскорблять чьи-либо чувства, национальные или религиозные. В какой-то мере это вина театра: от его руководства требовали разъяснить замысел. Ничего оскорбительного в просьбе не было, но театр тогда гордо отказал.
Еще одна неоднозначная ситуация произошла во время выставки работ скульптора Вадима Сидура в Манеже. Бить и рушить скульптуры плохо, где бы они не находились. Но ведь современное искусство не зря традиционно сопровождается кураторскими текстами. И попытка перевезти скульптуры Сидура из своих привычных стен, где они никого и никогда не оскорблял,и в совершенно другое пространство в самом центре Москвы у стен Кремля, конечно, нуждалась в особой проработке. Кому как не апологетам современного искусства знать, что выбор пространства - это часть решения. И в музее Сидура в Перове работы скульптора означают одно, а вот в Оружейной палате, если бы их выставили там, это была бы уже совсем другая история.
Зато преследование Театра.doc - очевидный во всех отношениях сюжет. Начавшаяся в декабре прошлого года одиссея пролегла мрачной тенью через добрую половину нынешнего года, когда театру сперва пришлось переехать из Трехпрудного переулка на Бауманскую, где в кратчайшие сроки была оборудована замечательная новая площадка. Но как только ремонт закончился, тут же выяснилось, что и здесь скромному небольшому театру работать нельзя. Нынешний адрес театра - третий за год, пока никем не оспаривается, и театр почти ежевечерне играет, порой - по два спектакля за вечер. И еще один театр, который принято числить среди законодателей театральной моды, - Гоголь-центр - пострадал в этом году. Финансовая проверка выявила нарушения и в итоге театр расстался со своим первым директором, а худрук Кирилл Серебренников, несмотря на долгие бодания с департаментом культуры, в итоге вынужден был взять директорские бразды правления в свои руки, чтобы и дальше искать новые решения для вывода театра из небольшой экономической ямы.