«И так сойдет»: жителей Вышнего Волочка переселяют из ветхого жилья в непригодное
Москва, 15 января. Девять двухэтажных домов яркой расцветки встретили новоселов на окраине Вышнего Волочка. «Мы думали, что попали в сказку», - рассказывают жильцы. Но сказка вмиг стала былью, когда новоселы вошли в дома и увидели межквартирные стены, которые сделаны из гипсокартона и не достают до потолка и щели между квартирами. В эти дома планировалось расселить 97 граждан, проживающих в ветхом жилье, которое на деле оказалось гораздо лучше нового. Поэтому многие жители города не хотят покидать свои дома, которые, к слову, находятся в центре города, и переезжать в новое, некачественно построенное жилье на окраине Вышнего Волочка, да еще и меньшей площади.
Капитальных межквартирных стен в этих домах нет, все стены сделаны из гипсокартона, поэтому здесь слышно все, что делают и о чем говорят соседи. В квартирах всюду дыры, которые закрыты разными деревянными рейками, натяжными потолками и плинтусами. Про шумоизоляцию застройщик, видимо, и вовсе забыл. При этом власти города и застройщик рапортуют населению об успехах по расселению жильцов из ветхого жилья в новое, а местные газеты пестрят заголовками «Новым жильем довольны». Вот только сами жильцы совсем не рады новому жилью. Ситуация с программой переселения людей из ветхого жилья крайне запутанная. Корреспонденты «МИР 24» решили разобраться в ней на месте.
Помимо всего вышеперечисленного, в доме отсутствуют подвальные помещения. Все коммуникации проходят прямо под полом первого этажа. Поэтому в случае протечки канализации нижние квартиры могут заполнить соответствующие запахи. При этом устранить аварийную ситуацию будет невозможно, поскольку пол на этаже единый, а значит, вскрывать его придется полностью. Да и сама конструкция дома, выполненная из клееного бруса, оставляет желать лучшего. Кроме того, в этом районе практически отсутствует инфраструктура. Дома находятся на окраине города. Рядом – лес. Транспортная доступность тоже оставляет желать лучшего. А социальная инфраструктура вообще отсутствует. В Кашарове до ближайшего продуктового магазина - 10 минут пешком. Аптеки, больницы, почтового и банковского отделения рядом нет. А ведь среди жителей немало пенсионеров, которым трудно добираться до города.
Раиса Новикова живет одна, дети с внуками к ней приезжают редко, потому что в квартире очень холодно. «Не разувайтесь, сразу предупреждаю – пол очень холодный», - говорит Раиса. «Здесь озеро рядом, поэтому тут сильные ветра, и очень сильно дует. Когда внуки приезжают, постоянно болеют у меня. Слышимость тут очень сильная. Соседка разговаривает у себя в квартире по телефону, у меня в спальне все слышно. В спальне я вообще не сплю, потому что там очень холодно. Вот, посмотрите, перегородки из комнаты в комнату просвечиваются, брусья все реанимированные. Двери не достают до пола. Я когда в первый раз сюда приехала, думала, что в сказку попала, а потом когда это все увидела, сильно разочаровалась. Во всех квартирах несущие балки, которые проходят по середине потолка. Непонятно, для чего они здесь. А тут мы поставили шкаф, чтобы не дуло и все заткнули тряпками», - рассказывает женщина.
«А вот и комиссия приехала. Вон идут!», - выглядывает Раиса в окно. Вскоре в квартиру заходят мужчина и две женщины.
Поинтересовавшись кто мы и откуда, мужчина заявил, что во время работы экспертной комиссии в квартире не должно быть посторонних людей. «На каком основании вы тут снимаете?», - проворчал гость. «На том основании, что жильцы не довольны новыми домами, которые не соответствуют санитарным и техническим нормам».
Не дав нам закончить свою работу, мужчина хлопнул дверью и по-хозяйски закрыл ее. Моментально часть недовольных жильцов куда-то испарилась.
«Да они боятся. Это нормальное явление. У нас многие боятся, что их и отсюда выгонят», - объясняет Елена Белорусова.
После содержательного диалога мы вышли из квартиры. Дожидаться представителя компании-застройщика Руслана Викторовича Лукьянова пришлось на улице.
- Вы считаете, что эти дома построены прекрасно?
- Не прекрасно, но не так плохо, как вы себе это представляете.
- В доме, где вы живете, тоже гипсокартонные стены?
- Да.
- Между квартирами?
- Есть проект, на основании которого…
- То есть вы считаете нормальным между квартирами гипсокартонные перекрытия?
- Есть проект.
Дальнейший разговор продолжался в том же духе. Внятных ответов от представителя компании-застройщика получить нам не удалось.
«Да с ним бесполезно разговаривать. Когда объявили тендер на застройку этого района, участник торгов был всего один, который до этого не построил ни одного дома. Соответственно, он и выиграл. А стройматериалы закупали в компании, которой руководит отец застройщика - у них свой леспромхоз. Мы уже судились с застройщиком, и суд выиграли. Решение суда - предоставить жилое помещение со всеми санитарными и техническими нормами. После этого администрация города подала на апелляцию. Но мы будем продолжать нашу борьбу и подавать кассационную жалобу. Я говорю «мы», потому что нас 15 семей. В каждой семье от двух до семи человек», - говорит женщина.
Услышав наш разговор, к нам подошла бабушка, которой тоже пришлось заселиться в один из таких домов. «У меня тоже дома очень холодно. А когда я жалуюсь, мне Руслан Викторович говорит: «Да ты уже достала! И так сойдет». Сердится, что я его дергаю постоянно. Здесь у нас и площадь меньше, чем в старой квартире. Дверь китайскую поставили, которая не закрывается. Ой, я так боюсь... Вот я вам сейчас все рассказываю, а меня потом вообще «съедят». У нас 7 человек проживает, а нам дали две клетушки маленькие. А где жить-то там? Я писала в прокуратуру, только толку пока никакого», - рассказывает Галина Федорова.
Из Кашарово мы поехали в администрацию города Вышний Волочек, чтобы услышать официальную версию происходящего. Из всей администрации мы застали только руководителя жилищного отдела администрации города Марину Новикову.
- Были ли проблемы при приеме домов?
– Были замечания мелкие, сейчас уже даже не могу припомнить, какие. Но они были исправлены. А так у жильцов никаких нареканий нет.
- Но жильцы жалуются на дыры в стенах и холод в квартирах.
– Не знаю, я никаких дыр не наблюдала. Возможно, люди просто ожидали большего. Они прожили зиму нормально и никаких нареканий по теплу не было. В каждой квартире стоит индивидуальный котел. И каждый человек может под себя подобрать температуру.
Получив ответы от представителя администрации города, мы решили связаться с застройщиком. Через 15 минут Леонид Зеленин был уже на месте. Генеральный директор компании-застройщика ООО «Дрим Хаус» никаких нарушений тоже не видит. Господин Зеленин предположил, что все недовольные жильем просто пытаются вынудить чиновников выделить им квартиры большей площади.
- Жильцы жалуются на то, что дома некачественно построены и непригодны для проживания. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Мы уже достаточно давно начали решать этот вопрос. Дело в том, что в нашем городе есть группа активистов, состоящая по большому счету из трех человек. Есть объективные факторы, по которым они не согласны переезжать в новые дома, а есть субъективные, которые идут вразрез с нашим законодательством. Требования, которые они предъявляют, не соответствуют той программе, в рамках которой были построены новые дома. У жильцов есть замечания по несоответствию с жилой площадью и замечания по качеству. Относительно качества эти замечания у данной группы стабильно меняются.
Самое веское замечание, насколько я понимаю, касается шумоизоляции. Но есть проект, который делают проектные организации. И застройщик к этому имеет косвенное отношение. Есть нормативные документы – СНИПы. И межквартирные перегородки, о которых говорится, сделаны в соответствии с проектом. Но по факту я вижу, что они не соответствуют комфортному проживанию. А для того, чтобы исправить все это, нужны большие деньги. Застройщик взял на себя обязательство по исправлению данных недочетов. Однако сейчас мы пока не имеем возможности их исправить. Есть и другие замечания, но я считаю, что они субъективные и не расцениваю их как проблемные. Что касается расположения, то у города нет места для стройки такого большого количества домов, поэтому нам пришлось строить дома на окраине.
Отметим, дома, в которых сейчас живут переселенцы, по документам уже давно снесены.
Аварийное жилье является одной из важнейших социальных проблем. Правительством была разработана программа, которой предусмотрено обеспечение всех граждан, которые на сегодня проживают в ветхом и аварийном жилье, соответствующим всем требованиям безопасности жильем до 2017 года.
Напомним, в июле 2014 года Центр «Народная экспертиза» ОНФ начал формирование реестра «нового аварийного жилья». На сегодняшний день он включает 83 объекта из 22 регионов страны.
А так выглядит ветхое жилье, из которого переселяют жителей Вышнего Волочка
Татьяна Поддубская