Почему ретроспектива Серова бьет все рекорды
Москва, 23 января. Некоторые события заставляют изменить прежние представления о, скажем так, прекрасном. Изменить – редкий случай – не в худшую сторону. Есть же давно известные устойчивые связи: у нас в России дерево – береза, фрукт – яблоко, поэт – Пушкин… Казалось, самый любимый русский художник – Левитан, и когда несколько лет тому назад в Москве в Третьяковской галерее была его выставка, музей с удовлетворением отмечал хорошую посещаемость, отмечает «МИР 24».
Но, оказывается, Левитан не самый любимый, потому что нынешняя выставка Валентина Серова, которую открыли в минувшем октябре, пришлось даже продлить на неделю, а на этой неделе, на нынешней, пришлось продлить часы работы музея, потому что в залах толчея, к картинам не пробиться.
Приятно даже, черт возьми, потому что очередей у нас в последние годы, может и к счастью, не так уж много, а очередь в музей все-таки – это приятная очередь, скорее, радующая глаз, чем вызывающая грусть и печаль. За четыре месяца без малого 400 тысяч человек, почти на 100 тысяч больше, чем пришли посмотреть на Левитана в 2011 году.
Для сравнения выставка Дали в Пушкинском музее уступает Серову на сто с лишним тысяч посетителей, «Диор под знаком искусства», а это тоже была замечательная экспозиция в свое время, гордилась тем, что на ней побывали 160 тысяч человек.
«Девочка с персиками» – вот наш идеал. Впрочем, Серов – это стиль, это высочайшее мастерство, так что гордиться тут может и музей, и мы, что вот, несмотря ни на что, мы по-прежнему ценим выше всего настоящее искусство. Что, разумеется, не умаляет дарования Исаака Ильича Левитана, или даже Сальвадора Дали, или Караваджо, работы которого еще недавно можно было увидеть в Пушкинском музее.
Но кто бы мог подумать в то, что репортажи о выставке могут напоминать сводки с фронта военных действий. Ажиотаж, как обычно, приходится на последние дни. Тут вдруг многие поняли, что еще день-другой и все, они не увидят то, что уже увидели 400 тысяч, среди которых и президент России Владимир Путин, визит которого тоже пришелся на эти завершающие дни работы выставки.
В четверг несколько нетерпеливых поклонников искусства попытались взять вход Третьяковки штурмом, возникла давка, в результате даже, говорят, пострадала дверь, а люди все, по счастью, остались целы. Поскольку давка возникла из-за наличия двух очередей: вторая выстроилась из тех, кто купил билеты в интернете, онлайн-продажу временно приостановили.
Такого не было в Москве, кажется, со времен показа «Джоконды», впрочем, несмотря на беспрецедентный интерес публики, и тогда не меняли часы работы музея. А тут сперва продлили на последнюю неделю время работы Третьяковки на Крымском валу до девяти, а на уик-энд, по настоянию министра культуры Владимира Мединского, решили работать до последнего посетителя. Впрочем, это все-таки фигура речи, – на самом деле в Третьяковку будут пускать на выставку Серова только до полуночи.
Григорий Заславский