Вера Алентова: Чтобы зал заплакал, нужно разорвать свое сердце
Москва, 30 января. Вера Алентова – не только жена, но также и муза режиссера Владимира Меньшова. Сыгравшая главные роли в его фильмах «Москва слезам не верит», «Ширли-мырли», «Зависть богов», она всю жизнь служит в Театре имени Пушкина. Новые роли, кстати, играет не так уж часто, и, понятное дело, чаще всего ей оставались роли героинь. И вот, наконец, она получила персонажа, который, судя по всему, доставляет ей самой особое удовольствие – прекрасная старушка, веселая, в комедии положений «Семейка Краузе». О том, как надо относиться к меняющемуся возрасту, о своем отношении к комедиям вообще и к этому конкретному спектаклю, в частности, народная артистка России Вера Алентова рассказала «МИР 24».
– Комедия положений, в которой Вам приходится играть в этом театре, впервые?
Вера Алентова: В комедии положений, пожалуй, да.
– За эту пьесу Андрея Коровкина театр Пушкина боролся с каким-то другим театром. Что в этой пьесе такого, чтобы за нее бороться?
Вера Алентова: Я думаю, что боролись в основном из-за того, что это замечательный материал для актрис нежного возраста. И это немаловажно, потому что, к величайшему сожалению, для таких актрис материала мало, тем более современного материала. Зарубежную пьесу еще какую-то найти можно, а современного материала мало. А во-вторых, может быть, Караулов устал. И от всех проблем, философских мыслей. Устали все, и хотелось бы просто отдохнуть. А пьеса очень располагает к этому.
– Александр Коровкин пишет в данном случае то, что не про нашу русскую жизнь. Берет ту иностранную жизнь, как будто в нашей русской жизни смешного и комедий положений быть не может. Почему это иностранная жизнь, почему не наша?
Вера Алентова: Почему Вы взяли, что не наша? Как раз «Семейка Краузе» – наша жизнь. Это просто немцы, немцы Поволжья, вероятно. Это небольшой городок, это не Москва. Прелесть в том, что это абсолютно наши немцы.
– В этой истории Вы играете одну из милых старушек. Одну играете вы, вторую вашу сестру играет Николаева. Кажется, что Вы не из тех, кому пришла пора играть старушек, пусть и милых.
Вера Алентова: Вы не совсем правы. Я в театре служу уже 50 лет и переиграла дикое количество всякого рода ролей. Когда меня спрашивают, какие Вам роли нравятся больше? Я всегда говорю – хорошие. А это не имеет значение: ни возраст, ни красота. Я играю без грима, в седом парике. И, конечно, для зрителя это может быть в каком-то смысле шок, они меня такой не видели. Не нужно браться за роли, которые заставят зрителя усомниться в твоей адекватности. Когда они будут думать, зачем она это делает? Тем более, поскольку я достаточно популярный человек. Была во всяком случае. Мое поколение еще живо и ходит в театр. Прекрасно знают, какие у меня внуки, сколько им лет. Все всё знают про людей популярных. И поэтому стремиться играть Джульетту, наверное, глупо. А попытаться найти интереснейшую роль, которая бы соответствовала твоему возрасту, найти ее и заниматься ей, это счастье. Я вообще считаю, что это самая прекрасная профессия на свете – актриса. Поэтому то, что это старушка, меня не смущает.
– Всегда считается, есть даже такая замечательная фраза, что рассмешить намного труднее, ведь слезы вызывает даже обыкновенная луковица. Насколько вообще сложнее – рассмешить зал. Вот наши коллеги уже смотрели, говорят, что очень смешная комедия. И, честно говоря, это хорошая рекомендация. В театре так редко бывает смешно, а я люблю и плакать, конечно, но и смеяться люблю.
Вера Алентова: На самом деле мне кажется, это не так. Потому что для того, чтобы заставить сегодняшнего зрителя плакать, нужно разорвать свое сердце, достать его и показать бьющимся и кровавым.
Беседовал Григорий Заславский
Другие новости культуры смотрите в полной версии программы «Культпросвет»