«Крузенштерн»: человеку–пароходу 90 лет
Москва, 5 февраля. Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в 1926 году в Германии и носил название «Падуя». В 1946 году, после Второй мировой войны, барк «Падуя» перешел к Советскому Союзу в качестве репарации и стал называться именем известного российского мореплавателя.
Уникальность барка состоит в том, что это единственный из самых крупных мировых парусников (длина 114,5 м, площадь парусного вооружения – 3 900 кв. м), который до сих пор не просто находится в отличном состоянии, но и приковывает восхищенные взгляды всех тех, кому посчастливилось его увидеть.
«Крузенштерн» постоянно участвует в международных регатах. Наибольших успехов удалось добиться в 1992 году в регате от Бостона до Ливерпуля, когда рекордной скоростью судна стали 17,4 узла.
«МИР 24» пообщался с капитанами судна, а также с теми, кому удалось побывать на борту этого легендарного парохода.
Воспоминания капитана барка «Крузенштерн» в 2007—2015 годах Михаила Новикова.
Чего добился «Крузенштерн» за прошедшие 90 лет?
«Крузенштерн» прошел более 1,2 миллиона морских миль, на нем прошли плавательную практику около 16 тысяч курсантов. Я думаю, из них 40% связали жизнь с морем. Под российским флагом «Крузенштерн» дважды совершал кругосветные плавания. Много раз становился победителем международных регат. «Крузенштерн» поддерживает олимпийское движение. Например, он присутствовал в Ванкувере во время Олимпийских игр в 2010 году, а также поддерживал нашу сборную в Сочи в 2014 году.
Могут ли студенты морских учебных заведений пройти практику на барке?
Ежегодно на судне проходят практику курсанты из Калининграда, Санкт–Петербурга, Астрахани, Ейска. Он участвует в государственных программах, которые направляют на практику юнг. Порядка 20 молодых людей ежегодно приходят на судно. Кроме этого, есть коммерческие проекты с зарубежными школами во Франции и Польше.
Изменились ли материалы, из которых сейчас состоит «Крузенштерн»?
Конечно, все развивается. Сейчас у нас синтетические паруса. Это особенный материал. Также теперь синтетические снасти, а металлические тросы, как были, так и остаются. Капитан следит за тем, чтобы все заменялось вовремя, поэтому сейчас все работает и действует, как 90 лет назад.
Сколько еще сможет проработать «Крузенштерн»?
Когда я только пришел на судно, я слышал от предыдущих капитанов, что барк просуществует 15-20 лет. На моем веку уже прошло 25. «Крузенштерн» может служить до того момента, когда его будут любить и лелеять как уникальный технический объект. Речь о выводе из эксплуатации может идти только в том случае, если его будет экономически невыгодно содержать. Нужны современные очистительные установки, современные двигатели, которые не засоряют атмосферу. Все это требует капитальных вложений. Когда скажут, что денег нет, то у судна изменится история.
С кем из известных людей вам удалось встретиться на борту?
К нам регулярно заходят представители НАТО и ЕС. В прошлом году, когда на борту находились французские курсанты, к нам пришел французский посол, который был удивлен, что, несмотря на все трудности в политике, молодые люди из разных стран дружно находятся на одном судне.
Фото: Игорь Руссак, РИА Новости
Может ли в России появиться еще судно, способное повторить успех «Крузенштерна»?
Ценность «Крузенштерна» в том, что в нем были реализованы самые продвинутые идеи в развитии парусного дела: стальные мачты и реи. Кораблем могли управлять всего 40 человек экипажа. Повторять опыт этого парусника не нужно, нужно делать новые корабли и испытывать новые технологии. Россия способна строить новые корабли.
Приходилось ли вам переживать экстремальные ситуации на борту судна?
Я до сих пор помню 12 марта 2006 года, когда я думал, что корабль очень сильно пострадает. Были такие суровые штурмовые условия, что часть оборудования вышла из строя. Но тем не менее судно настолько технически грамотно сделано, что, когда выходят из строя механизмы, то судно начинает вести себя как настоящий выжиматель ветра. Мой товарищ по каюте достал спасательный жилет тогда и сказал:«Пусть будет поближе». Когда люди приходили на вахту, стоя на мостике, их окатывало волной с ног до головы. Сейчас уже рубка закрытая и вахту нести комфортно.
Воспоминания капитана учебного парусного судна «Крузенштерн» Михаила Еремченко.
Ощущаете ли вы на себе санкции?
На сегодняшний день санкций мы не ощущаем, нас как хорошо принимали везде, так и принимают.
Фото: Олег Макаров, РИА Новости
Чем уникален на сегодняшний день «Крузенштерн»?
С немецких времен произошло полное переоборудование внутренних помещений, сейчас максимальное количество человек на борту - 225. Мы уникальны тем, что студенты могут прийти и увидеть, как управляются такие суда, так как в европейских странах подобные барки выведены из эксплуатации. В некоторых странах похожие корабли находятся под управлением военных ведомств. И к нам приходят военные историки, гражданские историки, конструкторы, инженеры.
Кто из известных политиков посетил судно?
Приходя за границу, мы всегда сталкиваемся с дипломатической миссией. Нас посещают иностранные политики. Интересный случай произошел в 2010 году, когда на борт взошли президент Венесуэлы Уго Чавес и Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра. Не раз я слышал от наших дипломатов, что все, что им приходится делать годами, на «Крузенштерне» решается за час или два. На борту бывали и царские особы Великобритании, мэры всех городов. Мы проводим экскурсию по музею, потом показываем музыкальные мероприятия, проведение выставок.
Есть ли на борту священник?
У нас на судне есть православный храм, который освящен нашим патриархом в 2007 году. У нас периодически появляется отец Александр, который присутствует месяц в походе.
Это очень важно для молодых людей. Для них священник – это отдушина, с ним можно поделиться своими страхами и пожеланиями.
Помните ли вы самый экстремальный случай, который случился с вами на борту?
Я был в шторме за 12 баллов, когда волна была с 10–этажный дом. Было это в переходе от Канарских островов. Люди привыкают ко всему, в том числе к морской болезни. Но спать нельзя было. Это продолжалось шесть дней, после чего мы зашли в порт и переждали шторм. Некоторые члены команды пытались спать в шкафу стоя.
Фото: Игорь Руссак, РИА Новости
А есть ли сейчас на корабле женщины?
Сейчас к нам приходят обучаться даже девушки. Всего на практику приходит шесть курсантов–девушек. В экипаже 12-14 женщин. С появлением девушек молодые люди начали следить за своей внешностью и проявлять героизм.
Воспоминания президента «Клуба Путешествий» Михаила Кожухова, автора фильма о первом русском кругосветном плавании ««Нева» и «Надежда»», съемки которого проходили на судне «Крузенштерн».
Что вас больше всего удивило на корабле?
«Крузенштерн» оснащен современными средствами, но все, что касается палубы и мачты – все делается вручную и на глаз. Там есть парусный мастер. Представляете, в XXI век в глубине барка есть маленькое помещение, где есть машинка, нитки, иглы. Все материалы штопаются и меняются мастером вручную.
Организовываете ли вы путешествия на барке?
Я уже дважды организовывал путешествия на «Крузенштерне», в этом мае мы отправляемся еще раз. Туристы становятся частью команды, проходят курс обучения, может не так подробно, как курсанты, но получают общие представления. Главное в том, что люди получают редкую дозу правильной романтики. Я каждый раз чувствую, что я меняюсь после путешествия на корабле. Когда видишь ускользающий берег, ты преступаешь к внутренней чистке от всех городских осадков, которые остаются где-то на берегу.
На сегодняшний день «Крузенштерн» по-прежнему один из самых больших исторических парусников мира, которые до сих пор остаются в строю. Порт приписки – Калининград.
Екатерина Дегтерева