Картошка даром?
Москва, 8 февраля. Российские фермеры готовятся выбрасывать картошку. Небывалый урожай обернулся настоящей драмой. Во многих регионах хозяйства не могут сбыть овощ даже по четыре рубля за килограмм: чем платить за хранение, дешевле отправить на помойку.
На фоне кризиса и всеобщего подорожания картошка приятно радует. Даже в московских магазинах встречается по семь рублей за кило. Покупатели довольны, чего не скажешь о фермерах.
В этом подмосковном совхозе небывалому урожаю картофеля сначала радовались, а теперь не знают, что делать дальше. Картошку просто некуда девать, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.
«Государства во всех странах мира регулируют процесс ценообразования. У нас только одно: производите, ребята. А зачем, если у народа иногда нет денег, чтобы купить то, что ты производишь?» - говорит директор совхоза Павел Грудинин.
Хранить картофель можно только до поздней весны, в стране нет складов с необходимой температурой. Уже в мае огромные запасы превратятся в цветущие клубни. Причем на то, чтобы все это вырастить и убрать, потрачено немало денег в валюте. Килограмм семян сейчас стоит около полутора долларов.
Гербициды, удобрения и запчасти для техники тоже импортные. Покрыть издержки за счет скромных правительственных субсидий не получается. Директор совхоза Павел Грудинин идет ва-банк - продает каждый килограмм в три раза дешевле, за семь рублей.
Картофеля люди больше есть не стали, у многих и в личных садах лишний урожай. Его тоже стараются продать. Александра ездит в Москву из Тамбова. Она готова уступить в цене.
Кроме едва ощутимых поставок в Японию, экспортировать картофель получается только в страны СНГ. Однако и соседей уже насытили до предела. Есть еще выход: получать из корнеплодов спирт, чипсы и крахмал - товар с высокой добавленной стоимостью.
«В первую очередь, нужно наращивать переработку и с продуктами переработки выходить уже на мировые рынки. Такой продукт будет продаваться везде», - считает исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников.
Однако пока это мечты, а излишки картофеля придется хоронить буквально - зарывать обратно в землю.
С картошкой случилось примерно тоже что и с нефтью. Предложение резко превысило спрос. Но следующей зимой овощ может стать золотым. Во многих хозяйствах уже решили сократить посадки. Защищаться другими способами от колебаний рынка российские крестьяне пока не научились.
«Так уж устроено сельхозпроизводство, что урожайность той или иной культуры спрогнозировать с высокой точностью невозможно. Поэтому крестьяне периодически страдают либо от неурожая, либо, наоборот, от излишне большого урожая», - пояснил экономист Сергей Хестанов. «В мире давно придуман механизм, с помощью которого можно страховать риски и сельхозпроизводителя, и крупного потребителя сельхозпродукции, - отметил он. - Этот механизм заключается во фьючерсных контрактах на ту или иную сельхозпродукцию».