«Жить для денег неправильно»: каким был Алексей Балабанов
Известному российскому кинорежиссеру и сценаристу Алексею Балабанову 25 февраля исполнилось бы 57 лет.
Он родился 25 февраля 1959 года в Свердловске, ныне Екатеринбурге.
С ранних лет страстью мальчика стали иностранные языки, которые, как он верил, позволили бы ему много путешествовать. После школы Алексей решает поступать в Горьковский институт иностранных языков, чтобы стать переводчиком.
Его умение находить общий язык с другими людьми очень помогло Балабанову в армии, где он служил в ВДВ. Он стал участником войны в Афганистане, воспоминания о которой позже нашли свое выражение в фильме «Груз 200».
В конце службы Балабанова перевели на флот, после которого Алексей очень полюбил и в гражданской жизни носить тельняшки.
Первые шаги
По совету знакомых на «гражданке» Балабанов решает попробовать свои силы в кинематографе, где он мог бы воплотить свои мечты о дальних поездках и путешествиях.
Алексею удается получить работу помощника режиссера на Свердловской киностудии, но очень скоро быть на вторых ролях ему надоедает. Он за одну ночь пишет сценарий для своей первой картины «Раньше было другое время» (1985) и за сущие копейки ее снимает.
Ему нравится работать с непрофессиональными артистами, раскрывать их внутренний потенциал и использовать их личный опыт в сюжете.
В конце 80-х он поступает в Москве на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. После их окончания он решает переехать в Санкт-Петербург, считая это место очень кинематографичным.
Вместе с Сергеем Сельяновым он открывают там же кинокомпанию «СТВ», где он снимает «Счастливые дни» (1991), попавшие во внеконкурсную программу Каннского фестиваля, и «Замок» (1994) по роману Франца Кафки.
Он получает признание со стороны коллег и критиков, что дает силы для следующего фильма, обреченного стать культовым.
© Фото: Олег Беляев, wikimedia.org
Брат
В 1997 году Балабанов решает рассказать историю о простом парне, который захотел стать киллером. Картина «Брат» моментально получила зрительский успех и сделала Сергея Бодрова-младшего героем своего поколения.
Часто бывает, что продолжение хорошего фильма оказывается провальным, но в случае с «Братом-2» (2000) этого не случилось, а приключения Данилы Багрова в США смотрятся не менее интересно.
Он получает гран-при на фестивале «Кинотавр», а также несколько европейских наград. Режиссера открыто стали называть классиком, которому удалось собрать у экранов зрителей разного социального уровня и достатка.
Балабанова часто обвиняли в разжигании межнациональной розни, постоянным муссированием темы войны в Чечне, поэтому он решает снять два «легких» фильма о людях, которые живут среди нас – «Жмурки» (2005) с Никитой Михалковым и «Мне не больно» (2006) с Ренатой Литвиновой.
Возвращение к истокам
Тема афганской войны не перестает волновать Балабанова, что логично выливается в его новую картину под названием «Груз 200» (2007), где он решает показать свою правду о позднем Советском Союзе и нравах, которые царили в то время в армии.
Эта история задела многих за живое, поэтому во многих российских городах ее всеми возможными способами пыталась убрать из проката.
За «Грузом» последовала необычная кинолента «Морфий» (2008), снятая по циклу рассказов Михаила Булгакова «Записки молодого врача», а также фильм «Кочегар» (2010), где Балабанов постарался по-минимуму использовать диалоги между героями.
Последние годы
В 2012 году режиссер в ленте «Я тоже хочу» решает рассказать зрителям о том, что есть жизнь и что есть смерть по его мнению.
В своих интервью он прямо говорит, что этому фильму суждено стать в его карьере, начинают ходить различные слухи и домыслы. Позже все узнают, что Балабанов ведет борьбу с онкологическим заболеванием.
Он действительно предчувствовал свой уход, поэтому постарался не оставить никаких не законченных дел. Рядом с ним до последних дней были рядом его жена Надежда и двое сыновей – Федор и Петр.
Балабанов умер 18 мая 2013 года в возрасте 54 лет.