Глоток свободы: 60 лет разоблачению культа личности Сталина
Ровно шестьдесят лет назад Никита Хрущев разоблачил культ личности Сталина и первые открыто заговорил о репрессиях. Почему этот доклад называют секретным, и о чем до сих пор спорят историк? Легендарный XX съезд КПСС вспоминал корреспондент телеканал «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
В этот момент почти 1,5 тысячи делегатов еще не знали, что после того, как они споют партийный гимн - Интернационал, и официально съезд закончится, их попросят остаться. Никита Сергеевич Хрущев с трибуны зачитает закрытый доклад о культе личности Иосифа Сталина и его роли в репрессиях.
«Маршал Ворошилов, в ту пору председатель президиума Верховного совета, и член президиума ЦК сказал: нас же потом не выберут. Поэтому доклад был зачитан после выборов членов, в последний день», - пояснил журналист Леонид Млечин.
Никита Хрущев говорил не только о культе личности Сталина, но и о массовом терроре, политических заключенных. О том, о чем в Советском союзе если и говорили, то шепотом. Как вспоминали участники съезда, в зале стояла гробовая тишина.
Этот доклад готовила специальная комиссия, которая собирала и анализировала документы органов госбезопасности. Протоколы допросов, приговоры, свидетельские показания. Были материалы, которые рассказывали, как приводили в исполнение решения судов и особых троек.
«Поскольку они пьяные стреляют, они плохо попадают и добивают людей ломами. Это было не в осуждении, какие они жестокие, а в осуждении того, что у них там непорядок», - добавил историк.
Но есть и другое мнение. Развенчать культ личности и рассказать о массовых расстрелах и ГУЛАГе первым решил не Никита Хрущев, а человек, который позднее станет символом сталинского террора.
«Первым об этом заговорил Берия. Человек, которого Хрущев представил как главного виновника репрессий. Вряд ли ими двигали гуманитарные мотивы. Они понимали, что созданная Сталиным система опасна для всех, кроме него», - говорит Рудаков.
Еще по одному важному вопросу до сих пор не утихают споры историков. Многие из них убеждены: Хрушев на съезде рассказал не все, и секретный доклад был нужен ему, что бы скрыть свою причастность к репрессиям.
Но тогда с Хрущевым согласились. Делегаты одобрили доклад. Но советским гражданам пока решили ничего не сообщать. Не было ни одной публикации в прессе. Но информация все же просочилась. В Грузии люди вышли на улицы. Они не поверили, что их земляк и вождь народов виновен.
«По тем временам волнения, уличные выступления, было невероятным явлением. Все это завершилось 9 марта известным кровавым расстрелом. Первый залп был в воздух, второй - это боевой залп. У толпы физически не было возможности разбежаться, это было невозможно физически», - вспоминает историк Петр Мамрадзе.
Об этих событиях в советской истории не говорили. Как и не говорили в закрытом докладе об истинных масштабах репрессий. Несмотря на это, в СССР началась эпоха, которую историки назовут «хрущевской оттепелью». Полным ходом шел процесс реабилитации. Из исправительной системы исчезло понятие ГУЛАГ.