Валерий Фокин отметил юбилей в Петербурге
28 февраля в Петербурге отметил свой юбилей очень известный москвич – режиссер Валерий Фокин. Подобное событие не могло пройти иначе как на сцене вверенного ему театра Александринского, сообщает «МИР 24». Фокин управляет им с 2003 года.
Первые лица страны поздравили не лично – телеграммами, а вот именитые коллеги по цеху все же приехали. Им режиссер в день 70-летия сделал подарок – показал свой спектакль «Маскарад», за который награжден престижной наградой «Золотой маской». Что Фокин подарил сам себе, узнал корреспондент «МИР 24» Александр Бережной.
В канун юбилея Фокин решился не почивать на лаврах, а рисковать –дебютировал на Новой сцене театра. Кстати, именно благодаря ему, эта современная и технологичная сцена и появилась.
Фокин долго не заявлял своих прав – оставлял пространство молодым талантам. Однако недавно вдруг нашел подходящий для Новой сцены материал, за который решил взяться сам.
За свои 70 лет Фокин ни разу не ставил фантастику. Результат эксперимента – спектакль «Сегодня. 2016» по книге «Огонь». Ее автор – сын режиссера Кирилл.
Все, что я пишу, я даю ему в первую очередь. Потому что я ему верю. Потом он дает мне литературные комментарии, я что-то меняю. Через несколько месяцев он сказал, что у него есть мысль, как поставить. И я сказал Валерий Владимирович, с удовольствием», - рассказывает драматург Кирилл Фокин.
Жанр для худрука Александринского новый, но, похоже, он знает, что делает. Актер Петр Семак, которому дуэт отца и сына Фокиных подарил встречу с инопланетянами, неуверенности в действиях режиссера не ощутил.
«Он работает досконально, с математическим подходом, знает, чего хочет от актера, не позволяет отсебятины», - рассказывает исполнитель.
На репетициях Фокин щедро раздает творческие подзатыльники и артистам, и техническому персоналу. Спорить с ним мало кто решается.
«Кто же дольше всех знаком с Фокиным?» – заспорили именитые гости на юбилее худрука Александринского театра. Михаил Швыдкой утверждает, что он. В качестве доказательства вспоминает моменты лихой юности.
«Одно удовольствие с Валеркой спина к спине драться. Мы дрались с замечательными ребятами из военно-политической академии Ленина или из другого учебного заведения, не помню. Мы дрались в мужской уборной гостиницы Украина», - делится художественный руководитель Московского театра мюзикла.
Константин Райкин, оказывается, тоже бывал в переделках с юбиляром. Однажды в уличной драке их, студентов театрального училища имени Щукина, здорово поколотили. Еще прочнее связь этих творческих хулиганов сделали 20 совместных спектаклей, начиная с дипломного, это, мягко говоря внушительное число. В таком смысле этот актер знает этого режиссера дольше других.
«Он очень жесткий, но это очень правильно. Я сам занимаюсь режиссурой. Страх это правильное чувство. Просто это не единственное чувство, которое должен вызывать режиссер», - говорит худрук театра «Сатирикон».
Половина гостей из Москвы, где Фокин родился, учился, работал в «Современнике», театре Ермоловой, в центре Мейерхольда. Другие его коллеги – петербуржцы. Они были в прямом смысле рядом, когда режиссер возглавил Александринский, вдохнул в него новую жизнь.
Спектакль «Маскарад» не зря был выбран для юбилейного вечера. Постановка в прошлом году получила главную театральную награду России «Золотую маску».
Режиссер Фокин правит железной рукой. При этом сознается, что актеры – как хрупкие вещи. Держать надо крепко, но бережно.
«Актер главный соавтор. Только через него можно высказаться. Если ты не в театре кукол, хотя и там актеры водят куклами. Но результат зависит от актера. Поэтому он самый главный человек», - говорит Фокин.
Творить в театре для Валерия Фокина, «как для борзой собаки бегать» – удачная метафора от близких друзей режиссера. Это в крови, в природе и на свой юбилей пожелать себе что-то несвязанное с работой виновник торжества не может.
«Какой может быть подарок… Если б мне было позволено многое взять в моей жизни и изменить, но это невозможно. Поэтому, какой подарок… мне хочется, чтоб спектакль получился», - говорит юбиляр.
В день 70-летия Фокин сказал, что у него две цели: пока позволяет здоровье, создать еще несколько спектаклей и «кое-что в себе изменить». Что именно юбиляр оставил в секрете, но ясно, что любовь публики и коллег, награды и благосклонность власти не лишили его самокритичности.