Александр Зацепин: Миронов и Никулин спорили, кому я лучше написал песню
Поверить в то, что композитору, народному артисту России Александру Зацепину уже 90 лет, совершенно невозможно. Весь секрет, по его словам, в зарядке из нескольких обычных упражнений и в йоге. Накануне юбилея мы встретились с Зацепиным в Концертном зале имени Чайковского, где он контролировал репетицию юбилейного концерта.
Александр Зацепин родился 10 марта 1926 год в Новосибирске. В 1956 году окончил консерваторию в Алматы. Зацепин написал музыку к фильмам «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев». Всего маэстро написал более 120 композиций к фильмам и мультфильмам.
Когда вы работали на киностудии, вы были музыкальным оформителем. Что входило в ваши обязанности?
Александр Зацепин: Сначала было даже смешно. Когда я пришел работать музыкальным оформителем, тогда, конечно, ни магнитофонов, ничего не было. Мне сказали подбирать к журналам музыку так: к тяжелой промышленности брать Бетховена, к сталелитейной промышленности - тоже Бетховена, а вот к легкой промышленности можно взять Моцарта.
А свое могли?
Александр Зацепин: А потом мне предложили написать к журналу песню. Потом - маленький короткометражный фильм. И потом предложили фильм «Наш милый доктор»: «Надо мной небо синее». И вот она - как путевка в жизнь. Леонид Гайдай знал ее. Может, благодаря этой песни, я попал к нему.
А как произошло ваше знакомство с Гайдаем?
Александр Зацепин: У Гайдая образовался вакуум, композитора не было. Он поссорился с композитором Никитой Богословским, который писал ему до этого музыку к двум фильмам. И у него не было композитора, никакого. И его жена - Нина Гребешкова - мне рассказала, что это она предложила меня. Он сказал: «Да, песня («Надо мной небо синее») хорошая. Но я не знаю, как он напишет эксцентрическую музыку. Не знаю, буду думать». Ну и подумал, подумал, а никого нет и пригласил меня. Вот такое знакомство.
Если бы не знакомство с Гайдаем, как вы думаете, у вас бы по-другому складывалась жизнь? Я могу сказать, что вы нашли друг друга и музыка создает интонацию фильма. И ваши мелодии становятся двигателем интриги.
Александр Зацепин: Я считаю, что музыка в кино - прикладное искусство. Музыка должна согласовываться с экраном. То есть, если на экране гротеск, юмор, то и музыка должна быть не просто какая-то симфоническая. И именно для этого фильма, как задумал режиссер. Я старался, чтобы эта эксцентрика была и в музыке. Вводил инструменты необычные. Тогда не было синтезаторов. У меня были различные инструменты - вплоть до манка на уток. В «Операции Ы» он звучал.
Мне кажется, что сегодня с вами связан самый мелодичный период в творчестве Аллы Пугачевой. Как получилось, что вы все-таки расстались, и не было возвращения к сотрудничеству с вами. Ведь она, наверняка, тоже была довольна этой работой?
Александр Зацепин: Да. Дальше я пошел другим путем. Нашлась Таня Анциферова, мне предложили фильм «31 июня».
А вы с ней общаетесь сейчас?
Александр Зацепин: Мы и раньше не общались (с Пугачевой). Только по работе.
А дружба остается после сотрудничества? Или это как в театре: режиссер никогда не дает обязательств актеру, а актер никогда не обещает быть верным режиссеру?
Александр Зацепин: Знакомства остаются, конечно. Встречаешься просто редко. Вот я встречался, например, с Мироновым и Никулиным в Алуште, когда был на съемках. Когда они песню писали, я на Мосфильм пришел. Одному поиграл, другому поиграл. Они с двух раз сразу запоминают. Молодцы, просто здорово. Но они дома, конечно, поработали, особенно Миронов. И как мне потом рассказали, Миронов говорил Никулину, что у того песня лучше, а Никулин в ответ говорил Миронову, что у того песня интересней.
Скажите, а как у вас сейчас строятся отношения с поклонниками? Ведь раньше писали письма, наверное, это были мешки писем, а сегодня?
Александр Зацепин: Иногда на улицах люди автограф просят, за музыку благодарят. Есть еще и те, которые пишут и посылки посылают.
О творчестве Зацепина нужно не только говорить - его произведения нужно слушать! Нескольких секунд хватит, чтобы узнать его мелодии из знаменитых советских кинофильмов.