Испытано на себе: как стать актером
«Летают». «Gogol School» встречает посетителей красным плакатом с одним-единственным словом. В этой театральной школе - как в большом аэропорту: вы снимаете обувь, отключаете телефоны и проходите в аудиторию неприукрашенным, чистым, готовым воспринимать и слушать, учиться и познавать театр таким, каким его не привыкли видеть.
Корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина чуть не сменила профессию, когда своими глазами увидела, как выглядит взлетная полоса для начинающих больших Актеров.
Магнитный курс
«- Я обложка! - А я голая женщина на обложке! - А я продавщица, которая не отпускает мальчику журнал с голой женщиной на обложке!» - слышно из-за стены.
Стучусь в аудиторию. Думаю: «Вот это понимаю - театр. Сейчас зайду, а там и обложка, и женщина, и продавщица». Захожу. На меня смотрят двадцать пар удивленных глаз, трое участников занятного действа лежат на полу, двое из них - бородатые мужчины. Мысль только одна: «Вот интересно, кто же из них женщина, а кто обложка»?
Это - занятие по импровизации в Актерской лаборатории. А где патетичные возгласы, зубрежка Шопенгауэра, погибающий Ромео, плач Ярославны - вся ожидаемая атрибутика репетиций? Бледные, измученные студенты, драма, голодные глаза, ну хоть что-то: нет, все почему - то счастливые и довольные. Даже хохочут. Добро пожаловать в «Gogol School».
Эта Театральная Лаборатория была создана актером московского театра «Гоголь-центр» и открыта в октябре 2015 года. Под руководством лучших мастеров, хормейстеров и хореографов того же «Гоголь-центра», Ленкома, ГИТИСа и МХТ им. Чехова в «Gogol School» люди разных возрастов, профессий и интересов учатся развивать в себе таланты способом, к которому у нас не привыкли.
Студентов не заманивают сюда громогласным «вы получите диплом по окончании», гербовыми бумажками или курсами типа «импровизация для жизни». Результат обучения - это спектакли, перформансы и настоящая, не сертифицированная, но чистая и профессиональная игра на сцене.
Обучение здесь является неформальным, не академическим, так как в его основе лежат не классические театральные программы, а многосторонняя работа с личностью. Для этого функционируют три лаборатории - Актерская, Вокальная и лаборатория Пластического театра, каждая из них делится на мастерские в зависимости от расписания и педагогов.
Импровизация, оттачивание легкости и координации, изучение анатомии и основ движений, навыков свободного владения каждой частью своего тела - на пластике, правильная работа дыхания и способность анализировать свой голос - на вокале, свободное выражение любых эмоций и обучение под руководством знаменитых мастеров - в актерской лаборатории.
Занимаются преимущественно в вечернее время, по четыре часа подряд актерским мастерством, по четыре - пластикой и по два - вокалом. И нет, кажется, что здесь никто не устает, наоборот - после занятия студенты выходят из мастерских еще более оживленными, пьют чай и без умолку болтают.
Радиомаяки
Почему - то по пути на интервью я все представляла преподавателей пластики такими томными, обязательно с балетным прошлым и францеватым прононсом: «паааа», «плиеее», «батмаааан тондюю», ну вы понимаете. Почему-то вспоминала голос из детства на занятиях танцами: «Да тяните же уже ваш носок!». Так вот, всего этого вы не увидите.
Красивая тоненькая девушка с короткой стрижкой пришла и велела мальчикам таскать девочек по полу. Каждый, кто думает, что быть актером легко, пусть попробует потаскать меня, 50-килограммовую и хорошо поужинавшую, по полу за одну руку хотя бы пять минут - посмотрю на них. А если серьезно, такие упражнения с вами не проработают ни на каком классе йоги или медитации, пластике или танцах, между тем эмоции от полного доверия партнеру по сцене словами передать сложно. Это что-то не совсем земное.
Преподаватели мастерской - как огни высокой интенсивности на настоящей взлетной: указывают путь, но не ослепляют и не сбивают с курса. Они начинают занятия без лишних предисловий, говоря гораздо меньше, чем мы ожидаем, но все больше наблюдая за тем, что и как делают студенты. Каждым занятием подтверждают, что ремесленные актерские навыки - всего лишь инструменты, которые ничего не значат без личностной составляющей человека.
Среди преподавателей актерской лаборатории - не только лучшие мастера «Гоголь - центра» (театра Кирилла Серебренникова, сформированного на базе Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя) Филипп Авдеев, Александр Горчилин, Евгений Сангаджиев, Ирина Выборнова, но и актеры Мастерской Дмитрия Брусникина Алексей Любимов, Сергей Карабань, Михаил Плутахин, актриса МХТ им. Чехова Яна Гладких и режиссер Юрий Квятковский.
Вокал преподает хормейстер МХТ им. Чехова и основатель вокальной группы «Бродвей» Антон Иванов, педагог электротеатра «Станиславского» Арина Зверева. Пластической лабораторией руководят хореограф «Ленкома» Виталий Боровик, педагог ГИТИСа Татьяна Чижикова, педагог Школы-студии МХАТ Ирина Галушкина, выпускница академии русского балета Александра Портянникова. «Все странности, комплексы, страхи, кошмары и угловатости здесь пробуют вывести на сцену, чтобы больше их не бояться», - рассказывает преподаватель актерской лаборатории, мастер «Гоголь-центра» Семен Штейнберг.
Самолетики
Самолетам на взлетной «Gogol School» - от 18 до 45, у всех у них за пределами мастерской - огромная жизнь, устоявшаяся профессия, учеба, работа и еще сто миллионов дел, которые они могли бы потратить на что угодно. А они звонят диспетчеру и уточняют: «Сегодня по расписанию? Я буду раньше. И забронируйте мне зал для репетиции». Пылкие, растрепанные, громкие, - минуту назад окружающие меня люди были хмурыми бизнесменами, скучающими финансистами или неуверенными в себе студентами, а здесь – они будто вышли из большого закулисья.
Во время обучения студенты активно участвуют в фотопроектах и дополнительных образовательных программах от педагогов, участвуют в совместных внутренних мероприятиях школы.
Взамен? «Мы ждем искренность в словах, жестах, взаимоотношениях с партнером на сцене и вне аудитории. Чаще всего именно эту правду, которая никому, кроме нас не интересна, мы пытаемся скрыть - на это заточено наше общество. А творчество начинается тогда, когда мы сами себе можем ответить, кто мы», - делится Илья Ромашко.
Всего восемь лет назад он сам занимался финансовыми проектами, пока в 25 лет не спросил себя: «А зачем я это делаю?». Ответить не смог, бросил работу и с первого раза поступил в театральный: «Это стоило мне целой жизни, представляете?». А теперь своими силами строит целый театр, в который уставшие от однообразия, невероятно талантливые, но пока не реализовавшие свой талант люди приходят, чтобы заняться тем, о чем мечтали всю свою детскую, подростковую и взрослую жизнь.
Меня даже пообещали научить петь. Наверное, они просто не знают выражения: «медведь на ухо наступил», раз так уверенно смотрят на меня и кивают. «Наступил и потоптался, и зверь явно был не один», скажу я вам. «Да нет, все умеют, просто пользоваться не умеют голосом», - сказал в напутствие преподаватель. 16 апреля иду на прослушивание, я, журналист и скептик без слуха и голоса, представляете?
«Ты чего тут сидишь?» - спрашивает девушка в диспетчерской. Ну, то есть у стойки регистрации. Нет, все-таки в диспетчерской. «Пишу», - отвечаю. «Иди, попробуй, как они», - и указывает на плакат, где написано то, что на самом деле испытывают приходящие в «Gogol School». Летают, и точка.
Аэропорт
Город Москва, станция метро «Кожуховская», улица Седьмая Кожуховская, дом 9. «Гоголь School» расположена на территории ТРК Мозаика, в 6 – 8 минутах от метро.
Надежда Сережкина