Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам
Одной из визитных карточек Москвы, наравне с Кремлем, храмом Василия Блаженного, творениями Баженова и Казакова является знаменитый особняк Рябушинского, также известный как Мемориальный музей-квартира А.М. Горького. Это место представляет интерес и как дом, где Горький провел последние годы жизни, и как образец московского модерна, созданный архитектором Федором Осиповичем Шехтелем для семьи Рябушинских – крупных меценатов, купцов, промышленников и старообрядцев.
Двухэтажный «особняк-шкатулка», маленький, но таящий в себе множество поистине сказочных элементов, находится на Малой Никитской, недалеко от Патриарших, и кроется в листве сада за типичной для модерна кованой оградой. Если вы хоть чуть-чуть разбираетесь в архитектурных стилях, то сразу поймете, что перед вами образец модерна, по огромным окнам необычных форм в резных деревянных рамах, по фризу – мозаике с растительным орнаментом под крышей. Однако главные секреты таятся внутри этого основательного и в то же время воздушного здания.
Особняк строился с 1900 по 1902 год, после чего в нем поселилась семья Степана Павловича Рябушинского, занимавшегося банковским делом, текстильной промышленностью и машиностроением. Так, Степан Павлович вместе со своим братом Сергеем Павловичем Рябушинским основали первый в России автомобильный завод АМО, позднее ставший ЗИЛом. После революции 1917 года семья эмигрировала в Италию, а в особняке по очереди размещалось пять советских организаций: сначала отдел виз и паспортов, потом Госиздат, психоаналитический институт под управлением профессора Ермакова, затем детский сад для детей партийных работников, в который, кстати, ходил Василий Сталин, и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Потом особняк передали вернувшемуся из Италии Горькому, который прожил в нем пять лет до своей смерти – с 1931 по 1936 год.
За время перехода от одной организации к другой почти вся оригинальная обстановка в стиле модерн исчезла. Поэтому весь интерьер, который можно увидеть в особняке сегодня, таков, каким он стал при жизни Горького. Если вы надумаете отправиться в музей (а его посещение пока бесплатно, но это ненадолго), советуем вам заранее записаться на групповую экскурсию, иначе вы можете не получить представления о том, как выглядел этот особняк раньше. Например, из столовой исчез огромный камин, словно из сцены бала в романе «Мастер и Маргарита».
Для Рябушинских Шехтель создал целый космос, с этой точки зрения особняк на Малой Никитской можно назвать вершиной его трудов. Здание имеет символическое деление: первый этаж – это подводное царство, второй – мир воздуха, мансарда – горний мир, молельня. Весь дом строился вокруг центрального элемента – удивительной лестницы-волны. Вот как описывается интерьер в брошюре Н.Л. Пэнэжко и С.М. Демкиной «Малая Никитская, 6», выпущенной к 100-летию особняка:
«Дом уникален в каждой своей детали, в каждой форме. Это удивительная жемчужина, которая чудом сохранилась благодаря тому, что здесь всего пять лет жил Горький, потом его внучки – до 1961 года, а в 1965 году открылся музей. Особняк как бы законсервировался и даже в том виде, в котором он сейчас существует, донес до нас много интересных элементов в стиле модерн. Это и дверные ручки, и красивые переплеты окошек, и дверные проемы, и сами материалы, которые использовались. Особняк уникален по многим параметрам, в том числе по техническим. Шехтелем были спроектированы системы кондиционирования воздуха, автоматической откачки грунтовых вод. Сейчас этого нет», – продолжает Ирина Гудзь.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Поселок художников на Соколе: деревня среди сталинских высоток
Много декоративных деталей сохранилось в гостиной Рябушинских, которая при Горьком превратилась в библиотеку и обросла шкафами вдоль стен. Говорят, что эта библиотека представляет большой интерес, в ней сохранилось множество дореволюционных изданий, в том числе про путешествия и, в частности, про Восток, которым так интересовался писатель. Первое, что бросается в глаза в комнатах – большие окна с резными рамами, все разной формы. Архитекторы, работавшие в стиле модерн, использовали окна как живые картины, символ гармонии человека с природой. На потолке сохранилась созданная вручную лепнина, напоминающая гладь заросшего пруда, где по растениям ползают улитки.
Тему подводного царства продолжают также дверные ручки, напоминающие морских коньков, и рисунок паркета с декоративной волной. А вот оригинальной мебели не сохранилось:
Мистифицирование символики особняка специалисты отметают. Морская тема, образы волны, реки, бабочки, стрекозы, дельфина, плавные очертания и криволинейное пространство характерны для модерна.
«Морская тема характерна для модерна вообще, – поясняет экскурсовод. – Это криволинейные очертания, плывущие линии, женские волосы, дым от сигарет, все, что связано с природой, морской стихией. Хозяин дома был не чужд вершинам культуры своего времени и понимал все эти смыслы. Здесь «волны» от лестницы продолжаются в очертаниях паркета, в ограждении участка. Символику волны, моря, реки использовали и другие архитекторы, зарубежные в том числе».
Помимо парадной прихожей и гостиной на первом этаже сохранилась столовая и два кабинета, один из которых стал спальней Горького. Кстати, свой последний дом писатель не любил:
Поднявшись по лестнице, вы увидите еще один акцент этого дома – колонну, увенчанную посеребренной гипсовой капителью в виде четырех лилий и четырех саламандр. Этот элемент символизирует битву между добром и злом. За этой колонной находится узкая темная галерея, ведущая к черной лестнице, по которой можно подняться к молельне. Есть мнение, что эта галерея является символом тяжелого праведного пути, который приводит человека в горний мир.
О том, что в особняке есть молельня, стилизованная под раннехристианские церкви, по внешнему виду дома догадаться невозможно. Дело в том, что до 1905 года, когда был опубликован манифест Николая II о веротерпимости, старообрядцы подвергались гонениям. А молельня в особняке Рябушинского появилась в 1904 году. С конца XVIII века старообрядческая община Москвы объединялась вокруг Рогожского кладбища и расположенного на его территории Покровского собора. В 1856 году произошло «запечатание алтарей» Рогожского кладбища за «прельщение православных», и службы переместились в молельни богатых домов.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Школьная улица: Москва ямщиков, купцов и старообрядцев
Видимо, для этих целей строил молельни и Степан Павлович Рябушинский, который также собирал древние православные иконы дониконовских времен. Коллекция занимала несколько комнат на втором этаже особняка, после революции часть икон оказались в Третьяковской галерее, в Историческом и некоторых других музеях, остальные были проданы частным лицам. В 2009 году на Спиридоновке открылся «Дом иконы и живописи им. С.П. Рябушинского», где можно посмотреть иконы из коллекции мецената. Отметим, что Сергей Павлович не просто коллекционировал иконы, но и продвигал научные исследования в этой области, а также жертвовал иконы старообрядческим храмам по всей России.
Алтарная часть была утеряна, а находилась она слева. На паркете с этой стороны расходится рисунок в виде лучей. Деталь, характерная для раннехристианских церквей, – круглое оконце в своде, через которое видно небо и поступает естественный свет. Стены – цвета красной глины, нарисованные арки расширяют пространство и превращают домашнюю молельню в открытую галерею. Роспись на стенах напоминает звездное небо. В основании купола повторяется фраза на древнегреческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда». Как и любая религиозная роспись, молельня изобилует символикой, о которой подробно рассказывают местные экскурсоводы.
Что касается комнат на втором этаже, раньше там находились спальня, детская, ванная комната и комнаты с коллекцией икон. Теперь две комнаты занимает экспозиция, посвященная годам жизни Горького после возвращения из Италии, а остальные – закрыты, в них хранится музейный фонд. Судьба этого удивительного образца архитектуры сложилась таким образом, что создателю особняка Федору Шехтелю и заказчикам дома теперь уделено лишь маленькое пространство в подвальной части особняка, между туалетом и гардеробом. Где, кстати сказать, раньше была кухня.
К счастью, этот недостаток по мере возможностей восполняют экскурсоводы, от которых вы также узнаете не только о Горьком, его коллекции нэцке и других коллекциях, но и о девяти витражах особняка, спрятанных крыльях стрекозы, «световых фонарях», окне-парусе и вообще стиле модерн.
Мария Аль-Сальхани
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Путешествие во времени: музей-квартира Максима Горького