Гарри Бардин: «Слушая Бетховена» финансировал народ
Мультипликатор Гарри Бардин в 1988 году получил на Лазурном берегу «Золотую пальмовую ветвь» за 10-минутный фильм «Выкрутасы». Это история проволочного человека, который отгородил себя от окружающего мира. Новая работа мастера «Слушая Бетховена» посвящена, как и некоторые другие мультфильмы Бардина, теме свободы. Музыку к мультику записал маэстро Владимир Спиваков со своим оркестром. Перед поездкой в Канны корреспондент «МИР 24» Анастасия Логвинова встретилась с Гарри Бардиным в его московской мастерской.
– Насколько мне известно, Ваша новая работа «Слушая Бетховена» сейчас попала в программу Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссера». Расскажите, как шел переговорный процесс, как все происходило?
Гарри Бардин: Я отправил им диск, они посмотрели и включили, вот и все. Мне отрадно, что через 26 лет после получения «Золотой пальмовой ветви» я, дряхлый старик, аккредитован на Каннском фестивале. Я как бы подтвердил свою профессиональную готовность соответствовать этому.
– Насколько я понимаю, ваш мультфильм, ваша работа снималась прямо здесь в этой студии. Мы находимся в вашей студии, в вашей святая святых.
Гарри Бардин: Мы снимаем на пленку и делаем все руками, и в этом я вижу для меня определенный смысл. Потому что мы не пропускаем через компьютер. Всему, к чему вот вы увидите на экране, прикасались руки аниматора. Т.е. там есть биологическая составляющая. Т.е. он дает через сердце, через ток крови, через руки он свое биополе тащит на экран. Ну, конечно, через идею под моим мудрым руководством.
– Для Вас в жизни, если ваши мультфильмы рассматривать как ваши высказывания, как вашу жизненную философию, для Вас этот неодушевленный мир, он все равно обладает душой?
Гарри Бардин: Конечно. В каждый предмет можно вложить душу, если придумать для него какую-то историю, заставить его двигаться, заставить зрителя сопереживать чудовищу, коробку спичек.
– Как правильно воспринимать это ваше высказывание – как пророчество или как назидание?
Гарри Бардин: Я своему внуку сказал, вот сделал, показал ему мультфильм. Он говорит – дедуль, а что ты перестал делать веселые, прикольные? Я ему говорю, ну что для тебя важно сегодня? Он сказал, что не знает, и у него все есть. А я говорю – мне мало свободы. Вот мне мало свободы, и я об этом и высказываюсь.
– Кто финансировал проект?
Гарри Бардин: Народ. И это самое главное для меня в этом фильме.