Похороны по понятиям
Как известно, похороны – дело затратное. Поэтому решили составить индекс могил и выяснили, сколько денег жители бывших советских республик в среднем тратят на траурные церемонии. Сюда вошли гроб, подготовка тела и его переноска, катафалк, транспорт, крест, установка ограды, а также место на кладбище. Рассматривали стоимость похорон, конечно же, не только по православным, но и по мусульманским традициям в зависимости от страны.
Итак, самый гуманный ценник оказался в Душанбе. Плата за все символическая, можно сказать, стремится к нулю. В Кишиневе, Астане и Тбилиси придется выложить около 200 долларов. Далее Бишкек и Минск – там примерно в два раза дороже. А вот в Ереване и Баку надо готовить, по крайней мере, тысячу долларов. Самые же дорогие похороны в Москве – чуть больше тысячи долларов. Но это официально. Ценник на самом деле – 4,5 тысячи долларов.
Но люди порой готовы платить какие угодно деньги, лишь бы достойно проводить родных в последний путь. А другие готовы эти деньги брать. И с чеками здесь все плохо. Сейчас прокуратура Москвы проводит масштабную проверку рынка ритуальных услуг. Поводом для таких мер стала массовая драка на Хованском кладбище, самом большом в Европе. 14 мая там погибли три человека. Они стали жертвами «передела сфер влияний» – так считают в Следственном комитете России. Как делают деньги на смерти, выяснила корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели.
Кадры массовой драки на Хованском кладбище – словно из боевика. На Хованском кладбище сотни людей сошлись в жестокой драке. Очевидцы говорят: стрельба длилась целых 15 минут.
Александра Колий в тот день случайно оказалась на месте криминальных разборок. В последний путь провожала близкого человека. В храме рядом с кладбищем на это время было назначено отпевание.
Через два часа из храма всех выпустили. На парковке Александра обнаружила свой разбитый автомобиль.
Потом она узнала, во время «хованского побоища» погибли три человека, 30 получили ранения. Усмирять участников драки прибыли больше 200 сотрудников спецназа Росгвардии. Итог – 160 человек задержаны и допрошены, 12 из них арестованы, в том числе бывший полицейский и спортсмены-самбисты. Фамилии в этом списке в основном славянские. А главным ответственным за произошедшее в здании Пресненского суда Москвы назначен теперь уже бывший директор Хованского кладбища Юрий Чабуев.
Причины драки со смертельным исходом еще предстоит выяснить. Но в Следственном комитете считают: все банально – это был передел сфер влияния. На кладбище нелегально работали мигранты из Таджикистана. Директор Чабуев потребовал, чтобы они отдавали ему 50% своих доходов. Те отказались.
В столичном Департаменте торговли и услуг, который курирует работу кладбищ, об этой версии рассказывают иначе. Да, нелегалы есть. Но именно они шантажируют тех людей, у которых похоронены родственники. Если те откажутся от их услуг, что-нибудь может произойти с могилой.
Годовой оборот московского рынка ритуальных услуг оценивается в 10 млрд рублей. Это официальная цифра. Суммы, которые прокручиваются нелегально, никто не считал. Но в столичном правительстве предполагают: одни лишь мини-цеха по производству венков, памятников и решеток вокруг того же Хованского кладбища приносят по 4 млн рублей в день. И все – в обход бюджета.
Хованское кладбище – своего рода символ бандитской России 20-летней давности. Здесь хоронили криминальных авторитетов. Целые аллеи с монументальными надгробиями: могила главаря-основателя Ореховской ОПГ Сергея Тимофеева. Там же похоронен еще один лидер той же группировки Николай Ветошкин – в 90-е его называли «серым кардиналом» юга Москвы. Также три года назад на Хованском провожали «крестного отца преступного мира» Аслана Усояна, известного под кличкой Дед Хасан.
Всего в Москве 136 кладбищ. Все они подчиняются одной государственной организации – ГБУ «Ритуал». В год в столице умирает в среднем 120 тысяч человек. Вице-президент Союза похоронных организаций Алексей Сулоев признает: все попытки навести порядок на рынке ритуальных услуг, в общем-то, провалились.
Покупка информации, говорит Сулоев, сегодня главная проблема. На одного умершего в России по 8-9 агентов. И они платят: врачам, полицейским, сотрудникам морга. В год в виде взяток набегает 1,5 млрд рублей.
Наталья сейчас уже не понимает – как случилось, что ее семью похоронный агент обобрал до нитки. Умер дедушка. Врачи «скорой» сами вызвали нужного человека. В дверь позвонили через считанные минуты.
Еще одна прибыльная статья – обслуживание могил. Николо-Архангельское кладбище Москвы. Работники сами предлагают свои услуги.
– А вообще с рабочими можно договориться? – Можно. – А за сколько? Ну, тысяча в месяц? – Нет. От двух в месяц. – А если неофициально подешевле? – Это неофициально, а через контору вас там… Приедете, найдем.
В конторе цена начинается от 700 рублей за квадратный метр. То есть официально уборка могилы обойдется в два-три раза дороже, чем у нелегалов. Примерно, то же самое с памятниками. Официальная цена на самую недорогую простую гранитную плиту начинается от 50 тысяч рублей. А о неофициальных расценках говорит рабочий кладбища прямо посреди аллеи: «От 16 тысяч, 40 на 80. Камень, пожалуйста, гранит. Натуральный. С подставкой – 18 тысяч рублей».
В Петербурге ситуация несколько другая. Если в Москве все контролирует государственная компания «Ритуал», в северной столице – «Специализированная служба по вопросам похоронного дела». Тоже, в общем-то, государственное предприятие. Но управляющие организации принадлежат частникам. Проще говоря, кладбища отданы в аренду коммерческим фирмам.
Шоумен Стас Барецкий с 16 лет в похоронном бизнесе. Пришел работать на кладбище, когда еще учился в ПТУ. Дорос до директора. Бизнес, говорит, мрачный.
Теперь власти снова взялись за урегулирование рынка похоронных услуг. В мэрии Москвы разрабатывают новый законопроект. Хотят вернуть лицензию, а за информацию о смерти предполагаются штрафы. До 300 тысяч рублей. Главная цель – избавиться от криминала.