Эдуард Артемьев: как создавалась музыка к лучшим советским фильмам
Звездный завтрак на телеканале «МИР 24» украсил Эдуард Артемьев, известный композитор, народный артист России, автор музыки ко многим любимым фильмам отечественных зрителей.
Перу Артемьева принадлежат ноты для лент Тарковского, Михалкова и Кончаловского, темы к лентам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня», «Курьер», «ТАСС уполномочен заявить», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сталкер», «Несколько дней из жизни Обломова», «Водитель для Веры», «Доктор Живаго», «12». Часто его называют патриархом российской электроники.
- Скоро стартует фестиваль кино и музыки «Петербургские каникулы». А на Дворцовой площади будет звучать ваша музыка в исполнении оркестра. Как вы готовитесь к этому фестивалю и отобрали ли вы мелодии?
Эдуард Артемьев:Это фестиваль кино, поэтому будут номера из известных кинофильмов. Сегодня отошлю последние партитуры.
- Какое участие Вы принимали в его организации?
Э.А.: Я составил программу, ее приняли. Я приеду туда за два дня. Сейчас вся программа обрастает нотами. На фестивале будут звучать песни из фильмов моих ближайших соратников: это Михалков, Кончаловский, Тарковский.
- Насколько влияют режиссеры, для фильмов которых вы создаете музыку, на процесс?
Э.А.: Коренным образом. Они заказывают музыку, рассказывают, что им нужно и что они хотели бы видеть, какие настроения, какие мотивы и образы. Сложнее всего как раз угадать эти предпочтения и понять, что им нужно.
- Где вам проще работать: для спектаклей, театров или все - таки кинофильмов?
Э.А.: Для театра я давно уже очень не работаю. В основном для кино, это мой путь. Недавно в «Театре мюзикла» прошла премьера «Преступления и наказания», над ней я работал 28 лет, со всеми постановками и организацией - почти сорок. Мюзикл - немного другой формат, все переведено в сферу эстетики. Кончаловский переделывал все два года, но успех очень большой.
- Я здесь заметила портрет Достоевского, скажите, как он Вам помогал и как давно он тут появился?
Э.А.: Этот портрет моей тетушки, он висел над кроватью. Я спросил у тети, кто это, а она ответила: «Это страдалец земли русской». И этот ответ я запомнил на всю жизнь, хотя не думал, что судьба меня с ним сведет. И в 75 году ко мне пришел Кончаловский с просьбой: «сделай все, как по сценарию». Я тогда совершенно не был к этому готов. Ведь «Преступление и наказание» - вещь глубокая и мне немного чуждая.
- Поклонники вам пишут письма?
Э.А.: Видите, я пытаюсь от всего закрываться. Но иногда что - то проникает, например, так было лет десять назад, когда мне написал молодой человек и спросил: «Эдуард Николаевич, у меня Вашей музыки 172 часа. Нет ли у Вас еще?».