Как отметить Святую Троицу
19 июня все православные верующие отметят один из самых значительных православных праздников — День Святой Троицы, который отмечается всегда на пятидесятый день после Пасхи. Это самый теплый, самый душевный православный праздник, связанный в сознании верующих с ожиданием настоящего чуда, которое ежегодно случается в этот день с теми, кто истинно верует.
Что происходит в этот день в церкви
Накануне храм убирают свежескошенной травой, а еще в средней полосе — молодыми березками, а на юге — цветами и духмяными травами: мятой, чабрецом.
Приходишь утром в церковь, а там такое тихое, такое счастливое ощущение уюта, тепла и радости! Огоньки свечек, зелень убранства, охапки луговых цветов, зеленые облачения священников, лица, озаренные радостным ожиданием, светло-зеленые косынки прихожанок, их нарядные светлые платья. И запах! Точно попал на свежескошенный луг…
Троица — самый ликующий и радостный праздник православного года! Светлый и, наиболее глубоко, остро переживаемый прихожанами. Ведь главное, что происходит в этот день во время богослужения — это сошествие Духа Святого.
После литургии читаются специальные коленопреклоненные молитвы, которые бывают всего один раз в году. Это особое переживание, когда в храме стоишь, как в лесу, и все на коленях просят, чтобы Дух Святой снизошел на них.
Для каждого, кто ощутил сошествие Духа Святого, это очень личное переживание. Его трудно передать словами. Но когда это случается, то это трудно с чем-нибудь перепутать.
Возможно, в силу своей зашоренности и поверхностности мы сейчас чувствуем лишь слабый отголосок того, что почувствовали святые апостолы, когда Дух Святой впервые осенил их, и они получили силу проповедовать учение Христово. Но известно, что они ощутили в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Каждый из них начал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, уверенным, полным жизни и горячей любви к Богу.
Почему праздник именуется Троицей
События, которым посвящен этот праздник, описаны евангелистом Лукой в начальных главах его книги «Деяния святых апостолов».
После своего воскресения, Иисус Христос сорок дней был со своими учениками. На сороковой день он во плоти вознесся на небеса. Но перед этим собрал апостолов и пообещал им скорое сошествие на них Духа Святого. В это время апостолы еще оставались простыми пастухами и рыбаками, необразованными и непонимающими, что их ждет. Растерянные без своего учителя, они ждали, что Он пошлет им другого наставника.
И вот в ожидании обещанного Господом события, они собираются отпраздновать один их трех главных иудейских праздников: Пятидесятницу. Этот праздник у иудеев посвящен заключению древними евреями, освобожденными от египетского рабства, завета с Богом у подножия Синайской горы.
Для празднования ученики Христовы вместе с Матерью Божьей, женами–мироносицами и другими верующими собрались вместе, предположительно, там же, где перед распятием Иисуса состоялась Тайная вечеря. Всего вместе собралось 120 верующих во Христа. Так мала была в то время церковь Христова!
И вот тут произошло то самое великое событие, описанное Святым Лукой. Когда все собрались, то сперва сделался шум с небес, как если бы был сильный ветер, а потом прямо с неба явились огненные языки, начали спускаться и почили по одному на каждом из апостолов. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Зато каждый, кого они коснулись, становился иным по сути своей. «В день Пятидесятницы на апостолов сошли огненные языки, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух Святой давал им провещевать» (Деян. 2:4).
Таким образом, Господь явился миру в третьей своей ипостаси, которая до того не была известна. В виде Духа Святого. А люди научились верить в Бога, единого в трех лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа — Троицу.
Почему Троица считается днем рождения церкви
В День, описанный евангелистом Лукой, произошло еще одно знаменательное событие. В Иерусалим на праздник собралось множество народа. Привлеченное шумом с небес, они стали стекаться к тому месту. Среди них были те, кто приехал издалека и говорил на иных языках. И каждый слышал, что апостолы говорят на их родном языке, хотя по происхождению большинство из апостолов были галилеяне, а по виду они вовсе не были образованными людьми, знающими иностранные языки. Так Господь дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам.
Увидев же, что собралось множество людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь. Проста и коротка была его речь, но так как его устами говорил Дух Святой, то слова проповеди проникли в души тех, кто слушал, и они уверовали в Господа и спросили Петра, «что же нам делать теперь?».
«Покайтесь, — отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Многие в этот день уверовали во Христа, а Апостолы отправились с проповедью по всем землям, как велел им Господь. То есть с этого момента и началась церковь на земле. Поэтому Троица — это, по сути, день рождения нашей церкви.
— Церковь — это собрание верующих сердец, — говорит педагог студии православной культуры «Вифлеемская звезда» Людмила Ершова. — И Ангелы, и все мы, верующие, и все святые с нами — это и есть Церковь. И она не умирает, потому что ее питает Дух Святой. Он спустился не только на апостолов две тысячи лет назад, а приходит и к нам, и оживляет нашу душу, и дает нам силы двигаться дальше и обновляться. Вот о том мы и просим в церкви на Троицу, стоя на коленях в луговых травах, в зелени, которая сама по себе — символ жизни и обновления.
Татьяна Рублева