Приемные семьи и детские деревни: как в России воспитывают сирот
Воспитание оптом и в розницу. В России банк данных детей-сирот сократился почти вдвое. Детские дома преобразовали в центры временного пребывания, и с каждым днем они пустеют. Государство отдает на аутсорсинг заботу о сиротах. Их содержание у приемных родителей обходится в четыре раза дешевле, чем в детском доме. Так в России выживают не только отдельные семьи, но и целые деревни. С подробностями - корреспондент «МИР 24» Сергей Поляков.
Артем Комлев остался сиротой в 14 лет. Ему подобрали попечителей, но отношения с опекунами не сложились. Семья «лопнула» буквально за месяц, и следующие четыре года подросток провел в детском доме. В свои 19 Артем до сих пор испытывает чувство стыда - за то, как обходился с теми - новыми - родителями.
«Я был со своими залетами. Это я сейчас такой, какой я есть, а тогда был совсем другим человеком. 14 лет - переходный возраст. Я вообще там такие кренделя вытворял. Я любил забрызгать ванну красками и фотографировать себя», - отметил Артем Комлев.
Да, хамил, да, провоцировал, но взрослым нужно было перетерпеть, рассуждает Артем. Бывшие опекуны искали идеального ребенка, а таких сейчас встретить крайне сложно. И великого воспитателя Макаренко обычные люди просто не читали.
«Они были слишком нормальными для меня. Наверное, так. Они были среднестатистическими людьми, которые все видят хорошо, и тут я со своими загонами», - вспоминает Артем.
На языке социальных служб подобные случаи называют сухо - «возврат». Это когда сирот сначала берут в семью, а затем возвращают в приют. И таких детей немало. Каждый пятый приемный ребенок - вторичная сирота, с еще одной психологической травмой. Специалисты говорят: как бы ни вел себя ребенок, вина за разрыв семейных отношений лежит на приемных родителях.
В этом подмосковном коттеджном поселке, в Томилино, все для детей. Игровые площадки, свое футбольное поле. Администрация комплекса прекрасно понимает: живется таким семьям непросто.
В каждом коттедже по 6-7 детей-сирот. Это аналог детского дома, но вместо слова приют здесь говорят семья. Особое внимание тем, кто замещает родителей.
В семье Канзафаровых Катя - старшая дочь. У нее свои привилегии - отдельная комната, и там действуют строгие правила.
«Это место, куда я могу прийти и просто отдохнуть от всех», - указала она.
В соседних комнатах живут три сводных брата, две сестры. А еще и их мама. Елена Канзафарова - профессиональный «родитель». Родной сын Елены давно вырос. А силы воспитывать и учить детей у женщины еще остались. Все дети в ее новой семье - приемные.
Но таких родителей, как Елена Канзафарова, крайне мало. Те, кто собирается воспитывать приемных детей, запасаются не знаниями, а состаданием. И не понимают, как разговаривать с подростком. Полезно и Макаренко почитать.