Муралы: масштабный стрит-арт трех столиц
Хотя слово «мурал» имеет английское происхождение (mural – «настенный рисунок», «фреска»), как культурное явление мурализм зародился в Мексике. Искусство должно напрямую обращаться к народу, возрождать древнюю культуру индейцев, быть массовым и поднимать людей на революционную борьбу – именно эти ценности постулировали в 1920-1960-х годах Диего Ривера, Руфино Тамайо, Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос и другие представители движения монументальной живописи.
Вдохновленные мексиканской революцией художники выбрали в качестве холстов для своего искусства фасады и стены зданий. Из Мексики муралы распространились по всей Латинской Америке, а следом и по всему миру. В 2000-х монументальные «граффити» на стенах домов добрались и до Восточной Европы.
КИЕВ
Стрит-арт в современном Киеве – дело рук, кистей и баллончиков художников из Крыма, Испании, Франции, Аргентины и даже Австралии. Темы работ, соответственно, самые разнообразные, как и стили, в которых выполненные киевские муралы.
Авторство данного мурала принадлежит Финтан Меджи – австралийской художнице, чьи работы можно встретить в Новой Зеландии, Бельгии, Германии и Мексике. Героиней композиции стала украинская гимнастка Анна Ризатдинова.
Справа – одна из ключевых фигур украинской культуры Леся Украинка, а свою работу австралийский художник Гвидо Ван Хетлен назвал в честь ее стихотворения «Ландыш». Ниже – еще один комплимент Хетлена красоте украинских женщин, который получил незатейливое название «Девушка с вышиванкой».
Этот мурал называется вовсе не «мужик с оленем», как может показаться, а «Пересечение реки» – тематикой окружающей среды Финтан Меджи стремиться привлечь внимание к проблемам окружающей среды.
Слева – украинский историк и политик Михаил Грушевский, изображенный творческой группой Kailas-V. Справа – работа Владимира Манжоса из арт-дуэта Interesni Kazki под названием «Время перемен».
Справа – мурал, посвященный журналистской деятельности «Человек, который сам себя сделал». Сделал Александр Гребенюк из творческой группы «Добрые люди». Слева – работа харьковчанина Александра Бритцева «Вестник жизни»: белая ворона среди черных соплеменников.
Слева – совместная работа севастопольского художника Алексея Кислова и его французского коллеги Жюльена Маллана. Название простое и претенциозное одновременно – «Возрождение».
МИНСК
В столице Беларуси в начале июня презентовали работу российского художника Артура Кишака, символизировавшего дружбу между Минском и Москвой. Мальчик на рисунке воплощает собой Минск, а девочка – Москву.
Но есть в белорусской столице и большие муралы, выполненные совсем в иной стилистике. Эти причудливые орнаменты создали в Минске Валтер Tinho Номура из бразильского Сан-Паулу, Рожерио Фернандес из Белу-Оризонти (также Бразилия), белорусские художники Евгений Cowek из Лиды и Евгений Mutus Сосюра из Пинска, Ura из Витебска, Андрей Бусел из Минска, Bazinato из Молодечно и Kontra из Бреста.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Граффити и стрит-арт: как язык гетто проник в музеи
МОСКВА
Конечно же, не могла такая тенденция обойти и столь падкий на веяния моды город, как Москва. В Белокаменной есть целая серия муралов, посвященных выдающимся отечественным деятелям культуры и искусства.
В рамках городского проекта «Наследие» на фасадах московских домов появились портреты великого русского режиссера Константина Станиславского (на Бауманской улице) и архитектора Ивана Леонидова (на Сретенке).
Создатель легендарного фильма «Броненосец Потемкин» непростым взглядом смотрит на москвичей и гостей столицы со стены дома, расположенного рядом с кинотеатром «Иллюзион», что в Большом Ватином переулке.
Композитор и пианист Александр Скрябин изображен на фасаде дома №19 в проезде Гиляровского, а портрет писателя Михаила Булгакова украсил собой 33-й дом в Большом Афанасьевском переулке.
Степан Черепенников