Писательница Наринэ Абгарян: Я была самым бестолковым бухгалтером Москвы
Литературный путь Наринэ Абгарян начался со странички в «Живом журнале». История про девочку Манюню заинтересовала издательство, вышла автобиографическая повесть – так мир узнал о талантливой писательнице. В 2016 году у Наринэ Абгарян вышел сборник рассказов «Зулали». Почему Наринэ решила бросить работу бухгалтером ради искусства и как она создает свои сюжеты?
Что нового в вашей книге «Зулали»?
Наринэ Абгарян: Это мой первый сборник повестей и рассказов. Мне кажется, правильный сборник тот, который выдержан стилистически и тематически. Но мне хотелось сделать его разным: и смешным, и грустным. Моя сестра-художник мне говорит: «Ты иногда пишешь такие грустные вещи, что между ними нужно оставлять место для вздоха». Смешные рассказы - как раз это место для вдоха, мне кажется. Они разбавляют мрачноватый флер.
За шесть лет у вас вышло девять книг. Это много или мало?
Н.А.: Для меня это очень много, потому что на книжку уходит где-то год работы. Я достаточно самокритичный автор и многое выкидываю из того, что написала. К тому же, мне не нравятся многие мои книги.
Вы говорите, что не любите свои книжки, как же вы тогда участвуете в их продвижении?
Н.А.: Меня читатели ругают за это. У меня есть книжка, которая называется «Понаехавшие», в ней есть мат. Однажды я перечитала книгу и поняла, что его там слишком много, мне было очень стыдно. Когда я только приехала, то устроилась на работу в обменный пункт гостиницы «Интурист». Представляете, девочка из патриархальной семьи из маленького армянского городка, а тут интердевочки, первые казино, иностранцы, валюта. Это была потрясающая школа жизни. Это смешно в рассказе, но в книге получилось не очень убедительною. Когда на встречах с читателями я говорю, что книга «Понаехавшие» мне не очень нравится, они обижаются.
Как вы начали писать? Кто был инициатором выхода первой книги и что вас привлекало: деньги, слава?
Н.А.: Инициатором был издатель. До того, как начать писать книги, я переучилась из филолога в бухгалтеры. Я была самым неудачливым и бестолковым бухгалтером Москвы. У меня никогда не сдавалась отчетность, я боялась налоговых. В расстроенных чувствах решила завести «Живой журнал», чтобы отвлечься или самоутвердиться. Когда издательство сделало мне предложение выпустить мою книжку, я не спрашивала ни про деньги, ни про славу. Мне казалось, что это шанс заниматься тем, что нравится. Первый тираж «Манюни» разошелся буквально за неделю. Это было невероятное счастье, я сразу же бросила бухгалтерию и занялась писательством.
Как складываются ваши сюжеты?
Н.А.: Сюжет приходит ниоткуда, я никогда не знаю, о чем будет моя следующая книжка. Писать любое произведение сначала весело, здорово, прекрасно. Но в какой-то момент твой текст начинает тебя ненавидеть и отторгать, герои ведут себя не так, как ты хочешь. Писательство – очень энергозатратный труд, который сжигает изнутри.
Отпуск у вас бывает?
Н.А.: Мой отпуск – это поездка домой. Мое место силы там, где живут мои родители. Я родилась в маленьком армянском городке Берд. Он находится в высокогорье, там потрясающая природа. Чувствуешь бесконечное чувство свободы, когда стоишь на самой вершине. Это меня лечит и дает мне силы. Я возвращаюсь в Москву и пишу очередную книжку об Армении, хотя каждый раз обещаю себе написать о России.
Беседовал Григорий Заславский