Российские ученые открыли неожиданное свойство крови
Лучше понять процесс свертывания крови при ранениях поможет новая работа российских ученых. В ходе комплексных исследований они разгадали механизм массовой смерти тромбоцитов — клеток, которые, в некотором смысле ценой собственной жизни, формируют защитные «тромбы» в ранах.
Как сообщили корреспонденту «МИР 24» Леониду Смирнову в пресс-службе МГУ им. Ломоносова, научный коллектив искал ответ на вопрос о том, как именно происходит активация и «сверхактивация» тромбоцитов, как они принимают решение о собственной смерти. Оказалось, что роль инициатора играют митохондрии — составные части клеток, похожие на примитивные микроорганизмы.
«Раньше никто не понимал, как тромбоцит принимает решение, в какую популяцию ему идти, - рассказал один из руководителей исследования, профессор кафедры медицинской физики физфака МГУ Михаил Пантелеев. - Нами расшифрована последовательность событий: как происходит сигнализация в тромбоците, и как эта клетка принимает решение о смерти».
В тромбоцит поступают некоторые активирующие вещества (коллаген, АДФ и тромбил) в разных концентрациях. Клетка отвечает на это разной частотой импульса концентраций кальция у себя в цитоплазме.
Митохондрии внутри тромбоцита забирают и накапливают в себе кальций, и когда его концентрация превышает критическую отметку, запускается процесс «митохондриального некроза» (клеточной смерти) тромбоцитов: происходит выплескивание кальция и активных форм кислорода из митохондрий, цитоскелет клетки разрушается, и тромбоцит сильно увеличивается в объеме.
В результате на внешней мембране этого разбухшего шарообразного тромбоцита появляется липид фосфатидилсерин, ответственный за быстрое свертывание крови. Всё это происходит молниеносно.
Другие тромбоциты, которые не «сверхактивировались», а просто «активировались», не увеличиваются, а принимают амебовидную форму с множеством ножек для лучшего сцепления и могут растекаться по поверхности. Такие тромбоциты формируют основное тело тромба.
В составе научного коллектива — специалисты с физфака МГУ, Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН и терапевтического факультета Медицинского университета им. Н.И. Пирогова.