Чем американские музеи отличаются от наших
Америка справедливо считается одной из самых молодых мировых держав: ее официальная политическая история насчитывает немногим менее двух с половиной веков. И возможно, именно этим объясняется особое внимание, которое страна уделяет своей истории и культуре, стараясь продемонстрировать их в наилучшем свете всем желающим. Из этого следует, что американские музеи — непременная часть знакомства с США, так сказать, обязательная программа. В первую очередь потому, что музейные экспозиции помогут лучше понять эту страну.
В отличие от большинства музеев Старого Света, в Америке они представляют собой комплексы, которые позволяют проводить внутри неограниченное — в пределах рабочего дня, разумеется — время. Американский музей в его классическом виде можно рассматривать как место, которое позволит не только насладиться историей и культурой страны, но и просто приятно провести время. Правда, для этого нужно знать некоторые тонкости и малоизвестные правила, принятые в музеях Америки.
Музейная безопасность
Музей, как и театр, начинается с вешалки, а американский музей — с контроля безопасности. Тут действуют едва ли не такие же строгие правила, как в американских аэропортах. Во всяком случае, при входе вам придется либо предъявить свою сумочку или рюкзак — вне зависимости от их размера — для тщательного досмотра, либо сразу, еще до прохождения рамок безопасности, сдать их на хранение. Как принято делать в том или ином музее, обязательно написано на информационном щите, расположенном или на улице перед входом, или сразу за входными дверями.
Попытка избежать досмотра или отказ предъявить сумку к досмотру или сдать ее в хранилище — повод для того, чтобы вам отказали в посещении музея. Секьюрити на входе могут быть улыбчивы или хмуры, но они в любом случае будут вежливыми и непреклонными. Зато после того, как вы спокойно покажете внутренности своего рюкзака и ответите на вопросы «А что это?» и «Зачем это в музее?», вам обязательно широко улыбнутся и напутствуют непременным «Вэлкам!». А то и заведут ни к чему не обязывающий разговор, если посетителей немного и за вами нет очереди.
Зачем им браслеты?
Впрочем, далеко не во всех музеях Америки можно столкнуться со столь внимательным, хотя и доброжелательным досмотром. Скажем, в расположенном неподалеку от городка Гамильтон в штате Нью-Джерси «Парке скульптур» (Ground of sculpture) ничего подобного не отыскать в принципе. Вход в парк, в глубине которого стоит музейный комплекс — просто широко открытые чугунные ворота, рядом с которыми расположен щит с названием «Парк скульптур» и гостевая парковка. А дальше — тщательно убранные дорожки и множество скульптур: ростовых, двухростовых и даже трехростовых, многие из которых являются воплощением всемирно известных картин или фотографий.
Не сразу и догадаешься, что именно отличает тебя от многочисленных посетителей, встречающихся тебе по пути. И лишь через некоторое время понимаешь: все, кто прошел навстречу, имели цветной одноразовый браслет на запястье — стандартный для США знак права находиться на какой-либо ограниченной для посещения территории. А еще чуть позже догадываешься подойти к административному зданию и уточнить, где и на каких условиях берутся такие браслеты. Тут-то и выясняется, что вообще-то посещение парка положено оплачивать, и именно после этого выдаются те самые браслеты. А дальше вполне возможна такая ситуация, в которую однажды попал автор.
Вы с друзьями, закончив обсуждение важной новости о платном входе, поворачиваетесь к стойке, за которой принимают оплату, и собираетесь с духом и своим школьным английским, чтобы попросить оформить вам билеты. В этот момент приветливо улыбающаяся кассир на прекрасном русском языке спрашивает: «А студентов среди вас нет? А то у нас вход для студентов существенно дешевле!», — и едва сдерживает смех, глядя на ваши оторопевшие лица. После чего процесс покупки билетов и надевания браслетов сопровождается взаимными расспросами «А вы откуда из России?» — «А вы давно живете в США?» — «А как узнали о нашем парке?» — «А что вы нам рекомендуете посмотреть?», и так далее. И из музейного офиса вы выходите с ощущением, что русский язык и его носители и вправду распространены по Земле более чем широко.
Музеи бесплатные, за деньги и на ваше усмотрение
Из музеев, вовсе не взимающих плату с посетителей, стоит назвать прежде всего музеи Смитсоновского института, расположенные на Национальной аллее (National moll) в Вашингтоне. Бесплатно можно войти в Музей американской истории и Музей естественной истории, Авиационно-космический музей, Национальный музей американских индейцев и многие другие.
По принципу «Плати, сколько считаешь нужным» принимает посетителей, например, музей Родена в Филадельфии — очень интересный и необычный (к Родену и его скульптурам в США отношение вообще особо трепетное, и встречаются роденовские работы часто и порой в самых неожиданных местах). Можно ограничиться долларом или двумя, можно сделать каменное лицо и пройти просто так — никто не скажет вам ни слова. Но все-таки мы советуем заплатить: хотя бы потому, что, возможно, именно ваш неотданный доллар станет причиной, по которой музей перейдет на взимание платы со всех посетителей.
Но большинство американских музеев вынуждено брать с посетителей плату за вход — именно на эти средства, в частности, они существуют, пополняют и поддерживают свои коллекции. При этом стоимость входа всегда будет дифференцированной. Как правило, дороже всего стоит билет для того, кто давно не является студентом, старше 18 и младше 65 лет и приехал из-за рубежа. Скидки существуют для пенсионеров, то есть людей старше 65 лет (Seniors) и студентов, которые могут предъявить соответствующее удостоверение. Для подростков и юношей с 6 до 18 лет, как правило, цена билета будет вдвое ниже, а детям до 5 лет включительно и вовсе не придется брать билет.
Как правило, билет можно приобрести непосредственно перед входом в музей или прямо на входе, уже за рамками безопасности и зоной досмотра. Но случается и так, что билеты в физическом виде в музее не продаются, а нужно оформлять их через интернет или с помощью мобильных приложений. Скажем, именно так покупаются билеты в музей художников-импрессионистов фонда Барнса в Филадельфии, расположенный по соседству с музеем Родена. Прежде чем отправляться в музей, нужно зайти на его сайт с компьютера или мобильного телефона и выбрать день посещения (в специальном календаре отмечено, в какие дни вход в музей закрыт или открыт только для членов фонда). Затем нужно заплатить за билет и, получив бланк, распечатать его или сохранить на смартфоне, чтобы предъявить при входе в музей.
Подобными тонкостями отличаются практически все американские музеи, и потому есть лишь один универсальный совет, позволяющий заранее разобраться в них: непременно посещать сайт интересующего музея хотя бы за день-два до похода в него. Это позволит вам сэкономить как минимум время и силы, а иногда и деньги: случается, что цена билетов на сайте музея будет ниже, чем в его оффлайн-кассе, а во многих музеях один день в неделю или в месяц бывает бесплатным для всех. Заодно можно узнать, нужно ли сдавать вещи в хранилище или можно проносить их с собой, как удобнее добраться до музея, в какие дни он бывает закрыт, и другую полезную информацию.
Что можно и чего нельзя
Итак, вы разобрались с тем, нужно ли платить за вход в музей и сколько именно, приобрели билеты, прошли зону безопасности — и замерли, поскольку с порога трудно понять, куда и зачем нужно идти и что смотреть в первую очередь. Если только не изучили основные залы экспозиции заранее, на сайте, и не наметили свой маршрут. Тогда вам непременно нужно подойти к стойке информации и посмотреть на лежащие на ней, или стоящие в стойках рядом экспозиционные путеводители.
Приятно, что практически во всех американских музеях, по крайней мере достаточно крупных, непременно отыщется план и путеводитель на русском языке. Хотя это — языковой максимум, на который могут рассчитывать российские туристы: все указатели и подписи в залах будут на английском. Но все равно, ориентироваться в музее с помощью гида-буклета на родном языке всегда удобнее. А в больших музеях можно найти и аудиогид на русском — этот язык вообще входит в пятерку наиболее распространенных в туристических местах. Услуга аудиогида, как правило, платная, сколько — зависит от музея и указывается непосредственно над стойкой с девайсами.
Из неписаных, но строго соблюдаемых правил поведения в экспозиционных залах музеев США нужно назвать, пожалуй, три. Первое — строго запрещено трогать все, на чем нет надписи «Потрогай это!» или «Это можно трогать»: нарушителя ждет как минимум строгий окрик смотрителя, а то и выпроваживание из музея. Второе — соблюдение тишины: даже детские группы, как ни странно, ведут себя очень тихо, поскольку с ними работают специальные экскурсоводы, хорошо знающие, как не дать детям отвлечься и начать шуметь. И третье — строго соблюдается запрет на фотографирование вообще или фотографирование со вспышкой, если он есть (зависит от музея). Как и в случае с правилом «Не трогать!», за соблюдением этого требования следят смотрители, и следят пристально. Кстати, так же пристально они следят и за тем, чтобы посетители не заходили за отведенные им границы возле экспонатов — как правило, они существуют в художественных музеях. Как только ваша нога пересечет соответствующую линию или коснется шнура на стойках, вам ненавязчиво, но строго намекнут, что так делать не стоит. И правда, не стоит.
В музей — за едой
А как же насчет того, что американские музеи — это место, где можно провести целый день? Так вот, действительно, можно! Если знать, что в большинстве крупных музеев непременно можно найти детскую интерактивную зону, ресторанный дворик и магазин сувениров.
Что касается интерактивной зоны, то она может быть выделена в отдельный зал, как, например, в авиационно-космических музеях в Вашингтоне и Сан-Диего, а может быть рассеяна по всем залам, как в вашингтонском Музее естественной истории. Причем степень интерактивности и привлекательности этой зоны для детей может быть разной. Где-то это просто экспонаты, которые можно трогать и нажимать на кнопки рядом с ними, чтобы услышать записанный рассказ о нем. В других местах это будут интерактивные панели и планшеты, у которых можно простоять и десять минут, и полчаса. В иных музеях можно найти одну, а то и две-три кинокабины мест на 10-20, в которых идет непрерывная или выбираемая с пульта демонстрация документальных фильмов. А кое-где это будет настоящая игровая зона — с возможностью поставить увлекательные физические опыты, посмотреть в телескоп, а то и посидеть в кабине авиа- или космотренажера. Наконец, может быть и такое, как на музее-авианосце Midway в Сан-Диего, где для посетителей открыты отдельно стоящие кабины нескольких боевых самолетов и вертолетов, и оттащить от них детей, поверьте, очень непросто.
Магазины при музеях, как нетрудно догадаться, имеют ассортимент, прочно связанный с тематикой музея. Так, в шоп-зоне музея американских индейцев продаются изделия народных индейских промыслов — правда, по весьма негуманным ценам. В других музеях, особенно бесплатных, цены в шоп-зонах существенно ниже, а качество продукции на высоте, что делает их удобнейшим местом для покупки разного рода сувениров, и не только на память о посещении именно этого музея. И уж во всяком случае, походить по музейным сувенирным лавкам просто ради развлечения тоже стоит — хотя бы в качестве шопинг-терапии и передышки между изучениями экспозиций.
Что же до ресторанных двориков при музеях, то смело можно утверждать, что они, особенно в бесплатных музеях, остаются одними из самых удобных и недорогих мест общественного питания. Во-первых, в больших музейных комплексах можно найти как минимум несколько сетевых ресторанов быстрой еды, а во многих есть собственные рестораны. Во-вторых, эти заведения общепита по-американски изначально рассчитаны на большое число посетителей, а значит, обладают высокой пропускной способностью, широким ассортиментом и всегда имеют свободные столики. В-третьих, поскольку туристический поток достаточно сильный, можно не сомневаться, что вся еда приготовлена недавно и не залежалась. И все это — за вполне вменяемые деньги, чуть дороже уличных вагончиков с фаст-фудом, но заметно дешевле многих обыкновенных кафе.
Татьяна Рублева