Впервые в России: что скрывают пятьдесят оттенков серого Пиранези
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка итальянского художника–графика Джованни Пиранези «До и после. Италия–Россия XVIII-XIX века».
ПИРАНЕЗИ: ОТ АРХЕОЛОГА ДО ХУДОЖНИКА
Джованни Пиранези родился близ города Тревизо в 1720 году. С начала изучения архитектуры мечтал стать знаменитым архитектором, однако судьба сложилась иначе – сконструировал он всего лишь одно здание: церковь Санта Мария Авентина. Однако по иронии почти под каждым своим графическим произведением подписывался как «венецианский архитектор».
Благодаря этому феномену его стиль получил название «бумажная архитектура».
Вдохновляли Пиранези на работу руины Рима, которые он хотел увековечить для потомков. Художник прожил там более 20 лет, за время которых с ним произошло немало интересных историй.
Так, в 1740 году Пиранези был зачислен в свиту посла в качестве рисовальщика. А несколько лет спустя успел поработать в качестве театрального декоратора.
Пиранези стал одним из немногих художников, чьи работы пользовались популярностью еще при жизни. Предметом коллекционирования по всей Европе стали его альбомы с графикой.
ДОРОГИ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ ВЕДУТ В РИМ
Свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором», художник опубликовал в 1943 году в Риме.
Так началось его творчество, посвященное Риму, которое закончилось только вместе с его жизнью.
Картины, посвященные римской античности, находятся в Белом зале Пушкинского музея.
На графических изображениях можно увидеть памятники древнего Рима, капители колонн древних зданий, скульптурные фрагменты, саркофаги, каменные вазы, канделябры, плиты для мощения дорог, надгробные надписи, планы зданий и городских ансамблей.
Если вы были в Италии, то с легкостью узнаете все достопримечательности. Если вас поразил настоящий Колизей, то и на картинах Пиранези он вас удивит ничуть не меньше. Все дело в точной прорисовке даже самых крошечных деталей.
Там, где другой художник, возможно, махнул бы рукой, сделал линии менее четкими, а фигуры расплывчатыми, Пиранези, наоборот, проявляет мастерство графического штриха. И вот уже эти люди на самом отдаленным плане кажутся миниатюрой настоящих людей.
Стоит обратить внимание на то, что у Пиранези свой серый цвет. А точнее своя палитра серых цветов. Где-то это серый, который зрительно увеличивает изображение, делая его монументальным, а где-то совсем неброский серый, который просто успокаивает взгляд, усыпает бдительность. А гипертрофия форм и светотени только подчеркивают общий стиль.
Однако если отвлечься от картин, можно услышать, как посетители музея, ценители прекрасного и нового, простоявшие час в очереди на выставку, почему-то обсуждают в каком кафе мороженое вкуснее. Вот то фисташковое, что на Кузнецком мосту, лидирует.
«Мне кажется, он воспринимает меня не всерьез», - это тоже совсем не о Пиранези.
Но мы возвращаемся к художнику.
И В ТЕМНИЦАХ ЕСТЬ СВЕТ
Если вы пройдете в двадцатый зал, то увидите серию ранних офортов «Темницы».
В изображении Пиранези они пугают своими размерами, отсутствием логики архитектурного построения, переходами, лестницами, блоками и цепями. Всего этого художнику удалось добиться благодаря углублению теней и добавлением множества деталей.
В зале 16 тюремных гравюр, каждая из которых поражает своей непохожестью и фантасмагорией. Некоторые тюрьмы похожи на ад, другие, наоборот, выглядят тихими и даже, кажется, мирными.
«Много лет назад, когда я рассматривал «Римские древности» Пиранези, м-р Кольридж, стоявший рядом, описал мне гравюры того же художника […] В них запечатлены картины тех видений, что являлись художнику в горячечном бреду. Некоторые из этих гравюр […] изображали пространные готические залы, в которых громоздились разных видов машины и механизмы, колеса и цепи, шестерни и рычаги, катапульты и пр. - выражение опрокинутого сопротивления и силы, пущенной в ход», - пишет Томас де Квинси в «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум».
Пиранези вдохновил не только своих современников и тех, кто творил чуть позже него, но и поздних советских архитекторов и художников. В 1980-х годах в СССР вошла мода на «бумажную архитектуру».
В настоящее время этот стиль графики утратил свою популярность. По-словам экспертов, причина всему – электронные устройства, с помощью которых можно быстро нарисовать любые конструкции.
Кстати говоря, не забудьте, что в музее все еще проходит выставка картин легендарного Рафаэля, которого вы можете посмотреть по одному билету с Пиранези.
Екатерина Дегтерева