На краю света: как сейчас живет Диксон
Съемочная группа «МИР 24» только что вернулась из арктической экспедиции. Сюжеты о походе за пять морей Северного Ледовитого океана российских ученых, которые изучали арктический шельф, а также ледники, айсберги и белых медведей - смотрите в наших эфирах. Журналисты телеканала побывали в уникальном месте - полярном поселке Диксон. О путешествии на край света рассказал корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
Под крылом самолета - 500 километров необжитой тундры. И вот он Диксон - самый северный поселок России. Винтокрылый Ан-26 еще с советских времен связывает островитян с большой землей.
Аэропорт - зона особого контроля. Для съемок даже на мобильный телефон пограничники требуют разрешение. Здесь и местным нельзя выйти за пределы поселка - нужно доложить на заставу.
Этот деревянный барак 1960-х гг. постройки и есть здание аэропорта Диксон. Раз в неделю сюда летают самолеты. В период навигации сюда еще как-то можно попасть о Енисею. Зимой же только самолетом и можно долететь.
Вахтовки с маленькими окошками - местный общественный транспорт. Пассажиры внутри - как селедки в бочке. Тесно, темно и душно. Десять минут тряски - и мы у пристани.
На том берегу Енисейского залива находится поселок Диксон, где еще живут люди. Два раза в сутки с острова на материк ходит катер. На нем и переправляемся. В день прилета авиаборта у причала толпиться народ. Посылки с большой земли и продукты - долгожданный багаж.
В советские годы Диксон считался самым интеллигентным поселком страны. У половины населения - высшее образование, у остальной трети два высших и ученые степени. Физики, гидрографы, инженеры и геологи.
Когда-то Диксон называли столицей Арктики, теперь это давно уже далекая провинция у моря. От пятитысячного населения осталось меньше 500 человек. Те, кто сюда прилетает - в основном вахтовики, ученые или журналисты.
Всего три улицы и восемь пятиэтажек. В центре магазин, похожий на корабль. В Диксоне нет ни кафе, ни клуба, тем более ночного. Никаких развлечений кроме рыбалки, охоты и шопинга. В сельмаге на удивление есть все, даже арбузы.
Заведующая магазином Людмила Тереньева живет здесь с 1972 года. Говорит, раньше веселей было. Хор самодеятельности, где она пела, гастролировал по всему Таймыру.
В полярную ночь, когда пурга и температура минус сорок, песню затянешь разве что от тоски, говорит Людмила. Многие разъехались. Те, кто остался - живут в ожидании нового полярного дня и навигации.
На улице встречаем Светлану - уроженку Диксона. Говорит, она тоже уезжала отсюда в Кемерово, но вернулась. Север затягивает. Хотя кажется, как здесь воспитывать детей.
«Да, вот Михаил у нас музыкальную школу посещает, художественная школа есть, кружки, вот сейчас должен приехать новый физрук», - местный жительница Светлана Плотникова.
В поселке давно нет никакого производства. Уголь не добывают, рыбный завод закрыт. За длинным рублем сюда уже никого не заманишь. Средняя зарплата, как у водителя трамвая в Москве.
В прошлом году Диксон отметил столетие. О возрождении былой славы арктической столицы здесь уже говорят мало - не до жиру, выжить быть. Надежда - на нефтедобычу в Карском море. Тогда диксонский порт снова может стать одним из главных транспортных ворот Арктики.
В эту гавань заходили корабли постоянно. Теперь же раз в две недели приходит по Енисею пароход из Дудинки. Да в паре милях отсюда стоит наш теплоход «Академик Трешников», на котором мы и продолжим наше путешествие.