Владимир Зельдин: актер, который любил театр и людей
Один для всех. Не стало легенды кино и театра Владимира Зельдина. Единственный в мире актер, который выходил на сцену в 101 год, родился еще в царской России. Его «пастух», «учитель танцев», Дон Кихот и еще десятки ролей заставляли смеяться и плакать зрителей двух столетий. Своим поклонникам народный любимец и человек-эпоха всегда говорил: «мечтайте и боритесь». О вековом романе с жизнью – рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
Его называли последний Дон Кихот. Владимир Зельдин умер в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Народному артисту СССР был 101 год. Анонсы спектаклей на огромном плазменном экране у Театра российской армии сегодня заменили его портретом. К театру, где Владимир Зельдин служил 70 лет, коллеги и зрители несут цветы.
Человек-эпоха - это слабо сказано. Зельдин прожил несколько эпох. Родился в царской России. Детство и юность выпали на годы революции и НЭПа, молодость пришлась на Великую Отечественную. Менялся мир вокруг, а Зельдин как величина постоянная оставался. Старейший действующий актер мира не прекращал петь и танцевать, даже когда отпраздновал вековой юбилей.
Он часто повторял «Мой допинг – театр». В театр, имени тогда еще Советской армии, Зельдин пришел в 1945-м. Он с самого начала покорял зрителей романтичными образами, восторженный взгляд, обаятельная улыбка.
В спектакле «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега Зельдин сыграл блистательного героя-любовника Альдемаро. Рассказывают, что однажды после представления за кулисы зашла сама Ахматова поблагодарить актера.
Романтичным был и дебют Владимира Зельдина в кино. Советский зритель полюбил актера после выхода на экраны музыкальной комедии «Свинарка и пастух». В роли Мусаиба Зельдин был настолько убедителен, что многие и правда считали его грузином. Эта роль буквально спасла ему жизнь. Для съемок актера вернули с призывного пункта. Утвердить на роль Зельдина режиссер Иван Пырьев доверил женской половине съемочной площадки.
В 1947-м Иван Пырьев вновь пригласил Зельдина в свою картину. В мелодраме «Сказании о земле сибирской» Зельдин сыграл роль талантливого пианиста Бориса Олейнича и попробовал себя в новом качестве отрицательного героя.
От героев-любовников Владимир Зельдин перешел к характерным киноролям. Начало было положено в 1970-м. В фильме «Дядя Ваня» он сыграл профессора Серебрякова. Потом были «31 июня», «Десять негритят», «Женщина в белом». Всего на счету Владимира Зельдина 57 ролей в кино и почти столько же в театре.
В его гримерке все пропитано его духом. Он улыбается с фотографий. Их там десятки, и не только рабочих. Со смертью Зельдина, говорят коллеги актера по сцене, Театр Российской армии как будто покинула душа.
Он дал театру столько, что спектакли начали ставить про него самого. В последний день рождения Владимир Зельдин сыграл главную роль в «Танцах с учителем», где играл практически самого себя в рамках незамысловатого сюжета. Сказать, что он жил и умер на сцене - не преувеличение. В ноябрьской афише Театра Российской армии значился этот спектакль.
В Москве уже появились идеи, как увековечить память великого артиста. Сначала на стене дома, где он жил, появится мемориальная доска. Затем Зельдину думают установить памятник возле Театра Российский армии.