Психолог: Общество сделало нас детьми, которые верят в магию
36% жителей России верят в колдунов, способных наводить порчу и сглаз, 20% уверены, что сталкивались с ними лично. Результаты последнего опроса ВЦИОМ «МИР 24» обсудил с экстрасенсом Людмилой Черной и врачом-психологом Михаилом Касаткиным.
- 36% уверовавших в магию: много это или мало для XXI века?
М.К.: 36%, и эта цифра даже растет. Это связано во многом с тем, что позиция людей становится более инфантильной. Все больше разных вещей забирает социум. Мы больше не должны думать о том, что достать еду, потому что есть супермаркеты. Мы не должны думать, где найти парикмахера, потому что парикмахерских огромное количество. Мы мало о чем должны думать, и это приводит к такой инфантильной позиции. Это позиция ребенка, за которого очень много всего решает социум. В результате мы верим, что какая-то сверхъестественная сила нам больше помогает. Общество сделало нас детьми, которые верят в магию.
- То есть, вы считаете, что это естественно, и эта цифра будет только расти?
М.К.: Расти незначительно. Примерно так и будет – каждый третий будет находиться в откровенно инфантильной позиции.
- Людмила, что вы думаете по этому поводу?
Л.Ч.: Почему люди верят? Медицина шагнула далеко вперед. Но давайте не будем забывать, что магия является прародительницей медицины. Испокон веков наши бабушки и дедушки обращались к магии, знахарям, целителям. Они изготавливали разные отвары, зелья. Если сейчас есть УЗИ, раньше знахарь мог просто подойти и приложить руки, и он уже понимал, откуда идут проблемы со здоровьем человека.
*- Еще одна цифра: 15% россиян, по данным ВЦИОМ, считают магов аферистов и колдунов аферистами и мошенниками. Михаил, почему?
М.К.: Не исключено, что эти 15% раньше принадлежали к этим 36% (верящих в колдунов – прим.ред.), но затем, вступив во взаимодействие с магами, они поняли, что оказываемые колдунами услуги приводят только к ухудшению. Естественно, даже если у кого-то из этих 15% знакомый столкнулся с такой ситуацией, то это сразу приводит к здоровому скепсису по отношению к совершенно не прогнозируемым услугам экстрасенсов.
- Людмила, если экстрасенсы могут оказать реальную помощь, откуда взялись эти 15% скептиков?
Л.Ч.: Многие думают, что магия - это легкие деньги. Они встают на эту дорогу, начитаются книжек, выучат заговоры и пошли работать. Но, как правило, истинный дар, он передается из поколения в поколение, и ни одна книга никакой настоящее магии не научат.
- Т.е. среди тех, кто занимается магией, есть много ненастоящих колдунов?
Л.Ч.: Есть, и их очень много. Нужно смотреть, к кому вы обращаетесь. Если вы обращаетесь к человеку, а у него самого куча проблем, и он с ними не может справиться, то чем он может помочь другому человеку?
- А у вас проблем нет? или вы можете с ними справиться?
Л.Ч.: У каждого человека есть проблемы. Однако маг умеет их разрешать, не обращаясь ни к кому.
- Михаил, верящие в экстрасенсов – это по большей части женщины, ну и некоторые мужчины в определенном возрасте 50-50 лет. Как вы считаете, эти люди легче поддаются воздействию?
М.К.: Примерно такая же статистика в отношении психологов. Примерно 75% обращающихся к психологам, профессиональным, дипломированным – это также женщины. Связано это с тем, что женщины больше вовлечены в целом в коммуникации,у женщин, как правило, круг общения шире. Они, как правило. более заинтересованы в таких вещах, как общение, коммуникации, саморазвитие. К этому женщины испытывают больший интерес. Мужчины. как правило, сфокусированы на каком-то деле, на чем-то важном, одном.
- Людмила, более 25% опрошенных заявили, что лично сталкивались с проявлением магической силы. При каких обстоятельствах это произошло?
Л.Ч.: Это происходит, если медицина бессильна. Например, муж ушел из семьи. Естественно, женщина не пойдет к психологу, потому что прекрасно понимает, что он ей не поможет. Если у ребенка диатез, медицина одну микстуру прописывает микстуру. Проходит месяц, другой – никакого результата. Она берет ребеночка, идет к древней бабушке в деревне. Она читает молитву, и на следующий день все проходит. Что это, если не магия?
- Михаил, а вы сталкивались с магией?
М. К.: Думаю, многие считали такую, во многом магическую, книжку, называется она Новый Завет. Там была история про то, как Христос шел по улице, за ним увязалась женщина. Она подумала: если я прикоснусь, я исцелюсь. Она исцелилась, и Христос сказал ей: «Радуйся, твоя вера тебя исцелила». Это действительно так работает: если вы верите, то вам это поможет. Как в истории с диатезом. Женщина может с тем же успехом придти к врачу, которого ей порекомендовали очень хорошие люди. Врач ее выслушает и пропишет ей ту же самую мазь, которая в противном случае никогда бы не помогла. Врач посмотрит на ребенка, скажет ему какое-то доброе слово, и вот уже мазь каким-то образом действует. Во много работает вера, сила убеждения, внутренние способности саморегуляции.
- Людмила, может быть, действительно, помогает не сила людей, а вера?
Л.Ч.: Вера, она во многих ситуациях в жизни помогает. Мы верим в свой успех, мы верим в свое выздоровление. Так и в медицине: если врач не будет верить в выздоровление пациента, ничего не получится.
- Михаил, как вы считаете, насколько, на ваш взгляд, в этой «магической озабоченности» (назовем это так) россиян повинны телепрограммы соответствующего содержания.
М. К.: Повинны. Та же «Битва экстрасенсов» ввела экстрасенсов в разряд нормы. Она вывела их из подполья, из ситуации «ох, к бабкам пошла». Благодаря этому экстрасенсы стали нормой. Телевидение во многом пошло за желаниями масс, и массы пошли за телевидением. Это такой взаимосвязанный процесс. Если завтра появится передача «Битва психотерапевтов», то мы получим бум психотерапии в России. Или появится передача «Битва терапевтов из поликлиник», и терапевты из поликлиник станут популярными. Телевидение – это волшебная сила.
- Людмила, телевизионная реклама. передачи – они помогают настоящим экстрасенсам или шарлатанам?
Л.Ч.: Увы, тем, кто выдает себя за магов. Начитались литературы, и приступили к работу. У действительно знающего целителя всегда есть люди, которые ранее к нему обращались и которые рекомендуют его другим людям.
- Вспоминается один всемирно известный случай. В индии, где сильна вера в потусторонние силы, в 2008 году президент местного научного общества в прямом эфире принял вызов самого мощного черного колдуна. Маг пообещал продемонстрировать свою силу и пообещал наложить смертельное проклятье на ученого с помощью магии и убить его на глазах телезрителей. Он читал заклятья, но ничего с ученым не случилось. Людмила, если подобное шоу провести в России, число верящих в магию станет больше или меньше?
Л.Ч.: Не думаю. Истинный маг никогда не будет демонстрировать на экранах телевидения свой дар. Каждый целитель работает через своих духов, и ни один высокий дух не будет демонстрировать свои способности, чтобы явить чудо.
- По вашему мнению, нужно ли считать веру в магию, амулеты и т.д. неотъемлемой частью человеческой природы, ну а если нет, то когда число россиян, верящих в магов, уменьшится?
М. К.: Число россиян, верящих в магов, уменьшится с ростом качественного образования. Не просто для получения корочки, а на уровне высших мировых стандартов.
- Людмила, с вашей точки зрения, все-таки, это природа или что-то еще?
Л.Ч.: С моей точки зрения, магия не стоит на месте. Мы сейчас понимаем, что ни один амулет не поможет человеку, если у него мышление направлено в негативную сторону, или если у него слабый дух.