Детский омбудсмен Псковской области: Жизнь для детей обесценилась
Искали смерть и нашли. Псковская полиция подтвердила, что подростки, обстрелявшие в поселке Струги Красные полицейских, покончили с собой. Подростковая предсмертная бравада шокирует. 15-летние подростки несколько часов расстреливали полицейскую машину у дома. Выпивали для храбрости, перебирали патроны и палили из окна. Когда спецназ штурмом взял дом, школьники были уже мертвы, они покончили с собой. Никто из полицейских не пострадал.
В Стругах Красных подростки действовали совершенно осознанно. Они не просто сбежали из дома, а залезли в дом, где точно могли найти оружие. Все это не похоже на импульсивное поведение, скорее на тщательно спланированную акцию.
Утром 14 ноября школьница оставила прощальные послания в соцсетях. «Я вас любила, но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь. Прощайте все: и друзья, и семья, и знакомые. Не волнуйтесь, уходить буду красиво», «я не в заложниках, это мой осознанный выбор».
Что могло подтолкнуть 15-летних школьников на роковой шаг, и каких целей они хотели добиться – в эфире телеканала «МИР 24» рассказала уполномоченная по правам ребенка Псковской области Наталия Соколова.
- Вы как-то можете объяснить произошедшее?
Наталия Соколова: Сразу хочу отметить, что штурма не было, сотрудники полиции просто зашли в дом и обнаружили остывающие тела ребят. Бравада подростков действительно пугает. Страшно, что для детей обесценилась жизнь. Чем это вызвано - проблемами в школе, межличностным конфликтом с родителями или несчастной любовью - предстоит выяснить экспертам, уже возбуждено уголовное дело, проводится психологическая и наркологическая экспертиза, чтобы понять, было ли алкогольное или наркотическое опьянение. То, как метко они производили выстрелы, как хладнокровно все выложили в сеть, заставляет всех взрослых задуматься о том, что видят дети с экрана компьютера и телевизора.
- В средствах массовой информации сообщили, что вы еще полторы недели назад предупреждали, что, по информации общественников, в ближайшее время могут происходить массовые попытки суицида, которые будут сниматься на камеры и размещаться в соцсетях. Это действительно так?
Наталия Соколова: Да, это действительно так. В адрес всех уполномоченных по правам ребенка России поступила информация от общественных организаций, которые занимаются мониторингом социальных сетей. В октябре мы проинформировали об этом директоров школ на встрече с секретарями комиссий по делам несовершеннолетних. Не знаю, насколько этот пример можно связать с этой информацией, потому что мы не знаем, руководил ли кто-то этими ребятами, были ли их действия спровоцированы чем-то извне. Скорее всего, это хаотичные действия. Хотя если просмотреть страницы в соцсетях современных подростков мы отмечаем, что многие из них «подсели» на тему суицида, они перекрашивают волосы, используют символику, в том числе экстремистского и мистического характера. О погибших детях я пока такого сказать не могу. Мы сейчас обсуждаем эту тему с психологами и классными руководителями. Сегодня у нас пройдет экстренное заседание областной комиссии по делам несовершеннолетних Псковской области. Да, есть угрозы, которые мы пока не можем предотвратить. Их возможно минимизировать и ликвидировать только повышенным вниманием, интересом и любовью к своим детям как со стороны родителей, так и со стороны учителей.
- Какие меры были приняты после получения информации о возможных суицидах?
Наталия Соколова: Я рекомендовала провести классные часы и родительские собрания, чтобы донести эту информацию до несовершеннолетних и родителей. Уверена, что не все к этому прислушались.
- Если ваши источники информации достоверны, получается, нужно ждать новых трагедий, да еще и массовых?
Наталия Соколова: Не дай Бог. По информации общественников, были даже указаны даты массовых подростковых суицидов в ноябре и декабре. Надеюсь, что вчерашняя трагедия не из их числа, но в нашем регионе сейчас подняты все службы.
- Если подростки в Стругах Красных действовали осознанно, то какие цели они преследовали?
Наталия Соколова: Ребята попытались сделать шоу, все на него купились, стали наблюдать за ним в социальных сетях вместо того, чтобы оказывать антикризисную психологическую помощь. Будем разбираться, какие меры были предприняты или не были предприняты. К счастью, никто, кроме этих подростков, не пострадал - ни соседи, ни сотрудники полиции. Думаю, что, если даже они планировали показательный суицид, то, судя по соцсетям, в какой-то момент у них появилось чувство страха.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.