Эксклюзивное интервью главы ЕЭК Тиграна Саркисяна телеканалу «МИР»
Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян дал эксклюзивное интервью телерадиокомпании «Мир».
- Тигран Суренович, здравствуйте. Давайте начнем с глобального вопроса. Я думаю, что зрителям уже не нужно объяснять, что мировая торговля меняется. На ваш взгляд, какое место Евразийский союз сегодня занимает в картине мира?
Евразийский экономический союз – сегодня одно из крупнейших региональных образований и по глубине своей интеграции, и по вопросам, которые находятся в нашей интеграционной повестке вообще. Основная наша цель – создание более благоприятных условий для бизнеса и для наших граждан. И, очевидно, когда мы снимаем границы, бизнесу более комфортно работать на общем рынке. Гораздо легче устраиваться на работу и в целом то, что мы называем трудовой миграцией - эта миграция становится более удобной и комфортной для наших граждан. А это означает, что есть очень серьезный потенциал для экономического роста для всех стран, которые входят в это объединение.
- Очень много новостей о создании Зоны свободной торговли Евразийского союза и других стран. Расскажите, какая работа ведется с третьими странами и что дает это жителям Евразийского союза. Что это даст?
Во-первых, я хочу отметить, что по инициативе Нурсултана Абишевича Назарбаева в этом году для нашей комиссии это направление работы было приоритетным. То есть установление торгово-экономических отношений с третьими странами и региональными объединениями, потому что такие отношения содержат в себе определенный потенциал для экономического роста. То есть если мы правильно выстроим наши торгово-экономические отношения, мы тем самым даем возможность для наших предприятий экспортировать свою продукцию на новые рынки, это создает благоприятные условия для инвестиций в наши страны. И очевидно, что мы сегодня должны воспользоваться тем, что порядка 40 стран обратились к нам с просьбой о начале переговоров именно по договорам о Зоне свободной торговли. Первый такой договор, который вступил в силу, это договор с Вьетнамом. Вьетнам – это очень привлекательный для нас рынок - порядка 90 миллионов человек. А это означает, что это дополнительная возможность для наших экспортеров экспортировать свои товары на этот рынок. А это означает дополнительный стимул для экономического роста. Мы определились с приоритетами, с какими странами мы должны вести переговоры. На первом месте, конечно, стоит КНР. Второе направление – это группа стран, с которыми мы ведем сейчас переговоры. Это, прежде всего, Индия, Египет, Иран – которые имеют большой интерес. Одновременно это страны, которые нам интересны. Это Израиль, Сингапур, так мы заинтересованы в тех технологиях, которые у них есть, в тех инвестиционных возможностях, которые эти страны могут для нас открыть. И этот трек для нас тоже очень важен.
- Евразийский союз – это свободный рынок для товаров, для услуг, для капитала и для человеческих ресурсов. Тем не менее, барьеры какие-то все равно остаются. Есть так называемая «Белая книга», где все эти барьеры учтены. Можете рассказать, сколько их и привести какие-то яркие примеры?
Да, мы выступили с инициативой создать вот такую «Белую книгу», где будут собраны все барьеры, ограничения и изъятия, которые сегодня существуют в нашем союзе. И предполагается, что на этой базе мы сделаем график работ, как мы будем преодолевать эти ограничения, которые еще существуют. Суть «Белой книги» заключается именно в этом. Порядка 300 таких барьеров, ограничений и изъятий описаны в нашей книге. Наиболее характерные примеры следующие: когда страна пытается защитить своего производителя и не создает равные конкурентные условия. Мы фиксируем в «Белой книге», что, скажем, в какой-то стране для национального производителя НДС либо не взимается, либо взимается по более низкой ставке, чем для других производителей из других стран. И это очевидно, что есть нарушения принципов, на которых построен наш союзный договор, и это означает, что мы должны создавать равные конкурентные условия.
- Один из самых актуальных вопросов – чипирование шуб для наших потребителей. Расскажите, каковы итоги этого пилотного проекта, если их можно подвести в России и Беларуси сегодня, и это чипирование, эти радиоэлектронные метки, будут ли они распространяться на другие группы товаров, которые также страдают от контрафакта?
Во-первых, мы можем констатировать, что эффект однозначно положительный. В разы мы видим увеличение объемов продаж, потому что в этом секторе была теневая экономика. Если будет сокращаться тень, это означает, что поступления в бюджет увеличатся, и это означает, что мы тоже в этом сильно заинтересованы. Наша договоренность заключается в том, что мы будем расширять номенклатуру товаров, где будем применять маркировку. Например, в лекарственной сфере они могут применяться, скажем, производство консервов, где необходимо следить за качеством, защищать интересы потребителей. То есть, на самом деле, круг товаров неограничен. Все зависит от того, насколько сама маркировка будет дешевой. Потому что, в принципе, все заинтересованы, чтобы была прозрачная отслеживаемость товаров на наших рынках. Тем более, что есть сегодня приложения к нашим телефонам, мобильные приложения, которые позволяют любому человеку при покупке товара, если на этом товаре есть маркировка, он сам может определить, какой товар он покупает.
- На сайте Евразийской экономической комиссии появилась обратная связь, так называемая Книга жалоб и предложений. Скажите, пожалуйста, на что жалуются сегодня предприниматели?
Наша инициатива имеет для нас принципиально важное значение, чтобы была обратная связь, чтобы мы чувствовали, какие вопросы больше всего волнуют наш бизнес и наших граждан. На сегодняшний день мы этот проект только запустили, 2 группы вопросов. Первая группа вопросов от бизнеса, в основном, вопросы связаны с техническими регламентами. Вторая группа вопросов касается наших граждан, это прежде всего вопросы, связанные с трудовой миграцией, как устраиваться на работу, вопросы, связанные с признанием дипломов, процедуры оформления и т.д.
- Давайте подведем итоги этого года, который уже заканчивается. Хотя бы по итогам 3 кварталов, каковы итоги с точки зрения торговли, с точки зрения инвестиций и удалось ли преодолеть тот шок экономический, который был в 2014-2015 годах?
Мы можем констатировать, что в этом году произошла стабилизация ситуации. То есть те высокие темпы спада во взаимной торговле, которые мы наблюдали в 2014, 2015 годах, они в этом году уже стабилизировались. И мы надеемся, что в следующем году мы уже выйдем на рост. Из других важных моментов нашей деятельности в 2016 году я бы хотел отметить, прежде всего, завершение работы над нашим Таможенным кодексом. Это фундаментальный документ, по своей значимости, наверное, второй после союзного договора, потому что в основе нашего экономического объединения все-таки лежит Таможенный союз, это свободное перемещение товаров. Это фундаментальный, прогрессивный документ, который в себя включает порядка 22 международных соглашений, и в целом он направлен на улучшение бизнес-среды в наших странах.
- Если говорить о планах на будущий год, как изменится жизнь простых жителей стран Евразийского союза, и каковы планы Евразийской комиссии?
Прежде всего, я думаю, что малый и средний бизнес почувствует облегчение в отношениях с таможенными службами. Второе – это 21 нормативный документ, который мы приняли в этом году, направленный на создание общего рынка лекарств и лекарственных препаратов. И мы уверены, что создание этого общего рынка будет способствовать тому, что у нас на рынке будет конкуренция, появятся новые производители, новые субъекты, которые войдут на этот огромный рынок, у нас будет более качественная ситуация. И прежде всего, это требования, направленные на качество лекарственных средств и препаратов, и эта конкуренция может привести также к стабилизации и понижению цен на лекарственные средства и препараты.
- Тигран Суренович, спасибо большое, что нашли время с нами встретиться. С наступающим Новым годом вас и всего хорошего!
И вам большое спасибо! Я надеюсь на продолжение нашего диалога.
Беседовал Борис Чесноков