Почему «Голубые танцовщицы» Дега прячут лица
Произведение известного импрессиониста Эдгара Дега «Голубые танцовщицы» не продается. Картина находится в собрании Музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина. О тайнах голубого полотна телеканалу «МИР 24» рассказала старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки ХIX-XX веков ГМИИ Анна Познанская.
«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега относятся к серии работ, которую художник исполнил в самом конце 19 века. Она была создана в 1898 году. Эдгар Дега был известен как один из самых талантливых и одаренных импрессионистов. Перед ним всю жизнь стояла дилемма. В 19 веке была дискуссия, битва между художниками - что важнее в искусстве линия, проработанный рисунок или живописное пятно, выразительность. Эдгар Дега был уникальным человеком и считал, что должно присутствовать и то, и другое.
Есть предположение, что для этой работы позировала только одна модель. Это очень интересный момент, потому что, изображая танцовщиц, Дега не хочет показать нам портрет, его интересует именно движение. Дега пытался подчеркнуть неожиданность движения, как будто мы случайно его увидели. В этой работе видно, что она как бы случайно обрезана. В классической композиции такого не может быть - все части должны быть презентативны. А здесь это то ли случайно обрезанный кадр, то ли наехавшая камера. Это дает нам понять, что сцена на полотне происходит в один ухваченный момент. Удары пастели, смелые мазки подчеркивают вихреобразность композиции, превращая ее в единое декоративное пятно.