Я взрослый, и я – все еще гот
«Субкультура – это система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры», – так трактует это явление словарь. Есть субкультуры с давней историей, такие как металлисты, панки, хиппи – они трансформируются, но продолжают существовать. Некоторые субкультуры появляются, достигают пика популярности и исчезают молниеносно, как было с эмо. В то время как консервативное общество продолжает записывать представителей различных субкультур в маргиналов и психов, мы поговорили с представителями готической субкультуры о том, каково оставаться готом, выйдя из подросткового возраста.
«Что-то мрачное» нравилось мне с детства»
Parket – заметный в социальных сетях персонаж. Стильные фотографии в готических костюмах разных направлений – от викторианских до кибер, видеозаписи с индастриал-дэнсом, интервью для европейских журналов. Разумеется, все это – одна сторона. В России не выходить из образа в повседневной жизни практически невозможно, поэтому и у Parket есть вторая ипостась – Алла, 25-летний филолог из Краснодара, копирайтер в пиар-компании.
– Готика для меня – это исключительно стиль в одежде, музыке и т.д. Мне кажется, что готика на 90% зиждется на внешнем виде. К тому же, большинство людей в субкультуре привлекает именно стиль одежды, причесок, атрибутики. Поскольку это ни в коем случае не сатанизм (как иногда считают) и не магия ведьм, то лично я не вижу иного способа соответствовать ей, кроме как с помощью внешнего вида или музыки. Если говорить о семантике, то я вижу готику как смесь романтизма, черного юмора и эстетики декаданса.
К тому же нужно понимать, что «готика» – слишком общее наименование. Оно включает в себя и современные урбанистические веяния, и post-punk, и романтическую викторианскую готику. Я также увлекаюсь киберготикой – несмотря на название, стиль с готикой практически ничего общего не имеет.
Увлечений у меня довольно много. С 2010 года я занимаюсь фотографией в качестве модели. Сейчас некоторые фото с моим участием используются для афиш мероприятий, обложек дисков, календарей, эскизов тату, их печатают в неформальных журналах. Периодически участвую в съемках одежды или аксессуаров.
В 2012 году я узнала о таком направлении танца, как industrial dance. Это танец под электронную музыку с маршевым ритмом, примечательный динамичными движениями рук и незначительным количеством па ногами. Он популярен у поклонников «темной электронной сцены» по всему миру. Научиться этому можно было только с помощью видео в интернете. Вскоре я уже записала несколько танцевальных видео, пару раз выступала на сцене в своем городе во время концертов и фестивалей, планирую в конце декабря представить танцевальный номер на благотворительном неформальном фестивале «Подари РАСсвет».
В России это направление танца, как и субкультуры, практикующие его, непопулярно. Чтобы встретиться лично с другими танцорами, я поехала сначала на Украину, на фестиваль Energy open air, а затем на фестиваль Amphi в Кельне. Раз в несколько лет там проводится своего рода международный танцевальный флешмоб International Industrial Dance Meeting: танцоры со всего мира вместе записывают видео.
В 2014 году я узнала о том, что в нашем городе существует школа исторического танца. Исторической реконструкцией я на тот момент не увлекалась, но (как, наверное, многие филологи) была очарована атмосферой предшествующих эпох и хотела привнести в жизнь хотя бы толику того аристократизма. Мне казалось, что исторические танцы и балы – как раз то, что нужно. На мой взгляд, они дали мне даже больше.
Тяга к воссозданию атмосферы прошлого не ограничилась балами. Она переросла в Викторианские пикники – мероприятия, проводимые представителями готической и других субкультур за рубежом и в некоторых городах России. Будучи в Кельне, я побывала на таком пикнике и потом поделилась впечатлениями со знакомыми в Краснодаре. Меня попросили помочь в организации Викторианского пикника у нас. Я согласилась и, выполнив практически все организаторские функции, осталась в итоге единственным организатором, коим являюсь по сей день. Первый Викторианский пикник в Краснодаре мы провели осенью 2014 года, с тех пор он традиционно проходит дважды в год.
Викторианский пикник может выглядеть по-разному, но основой всегда является дресс-код. В нашем случае требования достаточно просты: для дам – классическое платье или юбка в пол, для кавалеров – костюм. Желательно, чтобы наряд относился либо к реальной исторической эпохе (в идеале – викторианской, но допустимы и другие), либо к стилистике таких субкультур, как готика, стимпанк, лолита. Участникам мероприятия, помимо радости общения и новых знакомств, мы предлагаем чаепитие, фотосессии, исторические танцы, игры и другие развлечения.
На мой субъективный взгляд, интерес к субкультуре в мире не спадает. Об этом говорит наличие таких масштабных фестивалей, как Wave Gotik Treffen, Amphi, Mera Luna. А вот к киберготике, за которой я слежу пристальнее, в Европе интерес несколько снизился, зато появился в Латинской Америке. Там киберготика считается новым веянием и привлекает значительное количество людей.
В России мне чаще встречаются молодые представители субкультуры, до 30 лет. Возможно, играет роль стереотип «с возрастом пройдет». Некоторые люди, оставившие свое увлечение готикой, жаловались, что им пришлось это сделать из-за работы или семьи. Лично я ни на одном своем месте работы не встретила преград к тому, чтобы быть поклонником готики. И созданию семьи готика тоже не помешала.
За рубежом я видела много представителей субкультуры старше 30. На мой взгляд, европейцам или американцам проще быть теми, кем они хотят. Приведу пример. Мы гуляли по Кельну в довольно примечательных нарядах. Ни одной конфликтной или неприятной ситуации с окружающими не возникло. Более того, на нас ни разу не показали пальцем, не отпустили вслух никакого замечания. Думаю, нет смысла перечислять ситуации, возникающие в России, когда мы появляемся на улице.
Мои увлечения никак не отражаются на работе и распорядке дня. Раньше, чтобы успеть сшить вещь для мероприятия, я пробовала не спать по ночам. Это сразу же негативно сказалось на здоровье, и к этой практике я больше не прибегаю. Напротив, стараюсь вести здоровый образ жизни и ложиться спать не позже 11 вечера. Мой повседневный облик не включает в себя яркий макияж, линзы и наряды, в которых я могу появиться только на концертах или на фотосессиях. Но я никогда не прячу пирсинг, часто ношу ботинки на платформе (New Rock), неформальные сумки (например, Restyle), одежду в таких стилях, как nu-goth, romantic goth, майки с принтами в виде скелета или кровавых пятен. Не говоря уже об аксессуарах – кошельке, перчатках, украшениях и прочем.
Фестиваль Wave Gotik Treffen 2013 в Лейпциге. Фото: Мария Аль-Сальхани
Меня часто называют занудой, чересчур прагматичной и практичной. Возможно, так и есть (хотя мне, безусловно, еще есть куда стремиться в этом направлении), и именно это помогает мне организовывать свое время. Например, рукоделием или шитьем я занимаюсь до и после работы, танцами – после работы. Часто во время обеденного перерыва я успеваю заняться изучением немецкого языка и связать что-нибудь. Фотосессии проходят либо поздно вечером в будние дни, либо на выходных. Не говоря уже о том, что существенную часть времени я трачу на ведение домашнего хозяйства. Мне бы хотелось больше заниматься хобби, но я не имею возможности оставить ради этого постоянную работу.
«Готической субкультуры в России никогда не было»
Еще один заметный персонаж в российском готическом сообществе – Mefysto Meilon. 27-летний дизайнер из Москвы (в обычной жизни – Андрей) увлекается музыкой и искусством, а по совместительству пытается интегрировать отечественных готов в международное сообщество.
– Меня всегда привлекало творчество, которое рассчитано не на массового потребителя, будь это музыка, книги, картины и прочее. Сколько себя помню, это было всегда в моей жизни, и, конечно, сильно повлияло на мое мировоззрение и окружение.
Если говорить про готическую субкультуру в России, то можно сказать, что ее и не было никогда. Все субкультуры в России – это лишь «обрезанные» версии того, что появляется в других странах. Мало кто у нас изучает историю субкультур, их корни, откуда и почему они зародились. В других странах все только развивается, появляются новые жанры, в субкультуры приходят новые поколения молодежи.
В плане возраста в России все так же – кому нравится, тот и остается при своих интересах, вне зависимости от того, сколько ему или ей лет. Но стоит отметить, что, например, в той же Германии я видел людей, которым далеко за 40, а то и за 50 лет, но они с радостью приезжают на музыкальные, в том числе готические, фестивали в дорогих костюмах, не редко под викторианский стиль, и дают фору молодежи.
С негативной реакцией общества на свой имидж в России я не сталкиваюсь. Думаю, это связано с тем, что я стараюсь выглядеть ярко и необычно, но все-же стильно и опрятно. У меня есть понимание, что такое фестивальконцерт и что такое будний день. И, конечно, в обычной жизни я придерживаюсь городского, удобного мне стиля.
Я не думаю, что готика уйдет из моей жизни, как ушли детские игрушки. Если у человека это не просто увлечение, а уже сложившийся образ жизни, а тем более все это связано с его работой – то это, скорее всего, навсегда. От себя, как говориться, не убежать.
«Готы – это люди, которые умеют мыслить нестандартно»
Мария – выпускница МГУ и ВШЭ, сфера деятельности – девелопмент, урбанистика. Практикует креативный подход к преобразованию городской среды.
– Для меня готическая субкультура всегда была в первую очередь не формой, а содержанием. Как и во всех сферах жизни, для меня фокусом интереса являлись люди, или даже правильнее сказать «персоналии» (что у них в голове, как они проводят время, что они читают, какой музыкой вдохновляются и так далее). У меня всегда было много абсолютно разных друзей, готы и прочие рок-н-рольщики, наверное, никогда не преобладали количественно, но в какой-то момент действительно интересовали меня больше всего. Некоторые из них остались со мной на всю жизнь.
Повзрослев, все они раскрылись как профессионалы, которые умеют мыслить нестандартно, ярко и в основном творчески. Удивительно, но я продолжаю встречать суперинтересных новых для себя людей, в прошлом имевших отношение к готической субкультуре.
Я считаю, что субкультура оказала свое влияние на мое видение мира. Она позволила ему стать более многогранным, но в то же самое время сформировало в восприятии определенные фильтры. То, какой стиль одежды я предпочитаю, какой для себя выделяю дизайн в повседневности, какую мысль отмечаю в архитектуре, литературе, музыке – все это результат того, что в юные годы я не обходилась массовой точкой зрения на окружающий меня мир.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Tattoo Week Russia – 2016: карнавал татуировки (ФОТО)
Мне не кажется, что готику нужно воспринимать как нечто однозначно депрессивное. Я готическую эстетику вижу шире, как некую романтично-мрачную философию. Как фильмы Тима Бертона и музыку Баха. Фильмы Бертона – сплошь в мрачных полутонах, музыка Баха – тяжела, трехголосна и минорна. Но это не депрессивные вещи... У меня это никогда не ассоциировалось с хождением по кладбищам (никогда этим не занималась) и суицидом.
Мария Аль-Сальхани