Сергей Карякин: Шахматы не помогли мне понять логику жены
Знаменитый россйиский гроссмейстер, вице-чемпион мира по шахматам Сергей Карякин встретился со своими поклонниками и провел сеанс одновременной игры с семью юными шахматистами. Карякина пришли поддержать его полные тезки – чемпион мира 2010 года по пятиборью и победитель ралли «Дакар»-2017.
Сергей, какую бы оценку вы могли поставить за матч с Карлсеном?
– Если бы я свел все партии вничью, то стал бы чемпионом мира. Но, мне кажется, я наоборот допустил ошибку после того, как повел в счете. Мне нужно было развивать успех. В следующей партии у меня было большое преимущество, которое я не смог довести до победы. И это был очень важный момент. Была ничья, а потом Карлсен играл довольно сильно, и уже было тяжело с ним бороться. В принципе, как сложилось, так сложилось. Матч был очень упорный, но чуть-чуть не хватило.
Как вы справлялись с волнением?
– Что касается волнения – то я его не испытывал. Шахматы – это моя жизнь. И я стараюсь играть настолько хорошо, насколько могу.
В одном из интервью вы назвали шахматы «безжалостным и жестоким» видом спорта и сказали, что в нем надо быть «беспощадным». Почему вы так считаете?
Играете ли вы в шахматы на компьютере?
– В 2004 году я участвовал в официальном матче между компьютерами и людьми. И я был единственным, кому удалось одержать победу в отдельно взятой партии. Но, к сожалению, потом компьютеры стали настолько сильными, что иногда можно свести партию вничью, но выиграть практически невозможно. Да и вообще я считаю, что соревнования между людьми значительно интереснее.
Сергей, а есть ли в шахматах допинг-контроль?
– Многие смеются, а на самом деле, нас действительно проверяют на допинг точно так же, как и других спортсменов. Перед матчем в Нью-Йорке мы сдавали допинг-контроль. Более того, мы с моим врачом при поддержке Московского Олимпийского комитета специально сдавали в лабораторию те лекарства, которые я должен был принимать во время матча, чтобы не попасться на такой ерунде.
Ну, а так я не слышал, чтобы кто-то действительно попался на этом. Шахматы – это все-таки джентльменский вид спорта. Но здесь, к сожалению, есть другая опасность. Она связана не с допингом, а с компьютерными подсказками. А так как компьютеры в последнее время очень сильные, то если у тебя с собой есть смартфон, ты спокойно можешь выйти и посмотреть оценку своей позиции. Вот это действительно проблема, с которой нужно бороться.
Есть ли у вас кумиры среди шахматистов?
Помогают ли шахматы понять вам женскую логику, в частности, логику вашей супруги?
– На самом деле, нет. А логику своей супруги я начал понимать только лет через пять после знакомства с ней. У всех людей разные характеры. И люди это не компьютеры. Просчитать жизнь невозможно. Шахматы помогают только прогнозировать конкретную ситуацию, но не людей.
Не секрет, что в прошлом году произошел всплеск интереса к шахматам. Что нужно сделать для того, чтобы сохранить этот интерес?
– Да, действительно, после нью-йоркского матча произошел определенный бум, и он до сих пор сохраняется. Со своей стороны я делаю все возможное для популяризации шахмат. И я очень рад тому, что многие заинтересовались этим видом спорта, и тому, что сегодня очень большое внимание этому уделяется в прессе.
Отметим, Сергей Карякин вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой гроссмейстер в истории шахматного спорта. Он достиг этого звания, когда ему еще не было и 13 лет. В матче за звание чемпиона мира по шахматам 2016 года уступил действующему чемпиону Магнусу Карлсену. В декабре прошлого года Сергей Карякин стал чемпионом мира по блицу.
Татьяна Поддубская