Чудной и чудный лженаучный мир
Даже если гомеопатия — действительно лженаука, каковой ее провозгласила комиссия при Академии наук, она, по крайней мере, имеет все шансы остаться самой приличной и фешенебельной из лженаук. Как ни крути, а много миллионов больных, утверждающих, что им гомеопаты помогли, никуда не денешь.
Есть, между тем, много видов человеческой деятельности, которые в последнюю пару столетий были подведены под категорию лженауки — либо признаны таковыми на академическом уровне, либо на уровне общественного мнения. Полной ясности, которая бы признавалась всеми, ни в одном случае нет. Так что выражения приходится выбирать с осторожностью.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Академик РАН рассказал, чем опасна гомеопатия
Дети древней невинности
Своего рода «королевой лженаук» по праву может считаться астрология — учение о воздействии небесных тел на человека и весь земной мир. Вот уж действительно, вечное занятие — историки доводят ее возраст до ста тысяч лет. Уж точно астрология известна со времен Древнего Египта, Вавилона и Индии. В те эпохи человеческого младенчества небесные тела, звезды и планеты свободно ассоциировались с языческими богами.
Попытки научной верификации астрологии — с ее разоблачением, конечно, делались. Наиболее красноречивая из них длится по сей день: британские ученые с 1958 года отслеживают судьбы конкретных людей, рожденных с интервалом в 4,8 минуты, которых, по астрологическим понятиям, следует считать «близнецами во времени». Никакого сходства в характерах и судьбах не наблюдается. Но это никого не волнует. Массовая культура и любая пресса, желающая существовать на народные копейки, как не обходились без гороскопов, так не обходятся и теперь.
«Родной сестрой» астрологии является алхимия. Спустившаяся с неба на землю система взглядов, дающая надежду на получение драгоценных металлов и камней из более дешевых материалов. Она тоже зародилась в античном мире, когда Солнце как бы покровительствовало золоту, а планеты — другим металлам (Луна — серебру, Марс — железу, Меркурий — ртути).
Однако, между легковесной астрологией и тяжеловесной алхимией есть и немалая разница. Алхимия — сестра ныне покойная. Все-таки, химия и науки о материалах в Новой истории развились достаточно — и золото, и массу всего другого получают вполне проверенными путями.
Своеобразной пародией на алхимию в конце ХХ века можно считать таинственную историю с «красной ртутью». Ходили в СССР упорные слухи о таком якобы металле, обладающем чудодейственными свойствами – их набор сильно варьировался. «Красной ртутью» торговали разного рода жулики, используя ртуть с битым кирпичом и другие материалы. В реальности ни грамма такого вещества никто не представил. Есть теория, что «красную ртуть» вообще изобрели в КГБ, чтобы на нее, как на приманку, ловить шпионов и предателей.
Плоды околонаучного синтеза
Из оккультных наук вытекает целый ряд «прикладных» лженаук или практик. Таковы все виды колдовства и гадания. В XIX веке высшее общество Европы и Америки познало спиритизм или спиритуализм — общение с духами умерших. Хотя предтечи спиритуализма Эммануэль Сведенборг и Франц Месмер жили раньше, но практическое увлечение началось в 1848 году в штате Нью-Йорк, с «печального детектива», когда некие сестры Кейт и Маргарет Фокс вступили в контакт с духом убитого в их доме торговца.
Началось с низов — но возникшая в нужное время практика была живо востребована знатью Нового и Старого света. Среди множества увлекавшихся спиритизмом оказались такие знаменитые люди, как Владимир Даль, выдающийся химик Александр Бутлеров и даже царь Александр II. В уютных полутемных салонах, под вращение полированного столика человеку так или иначе удавалось услышать то, что он услышать хотел: голос Пушкина или кардинала Ришелье, или собственного прадедушки, тут уж кому что.
Позиции спиритизма очень сильно пошатнулись в ХХ веке, когда на Первой мировой войне погибли миллионы людей. Конечно, очень многим хотелось пообщаться с их духами — но перед лицом живой боли миллионов все это оказалось слишком очевидной пустышкой. Но спиритизм не умер! В современном мегаполисе найти салончик, где можно повертеть столик и услышать голосок, большой проблемы не составит.
Для продвинутой высоколобой интеллигенции XIX век подготовил свои соблазны — такие, как, например, теософия. Сегодня подавляющему большинству совершено невдомек, чем прославилась Елена Петровна Блаватская — и зачем такой популярный православный лектор наших дней, как дьякон Андрей Кураев, потратил столько сил на ее разоблачение, а заодно на разоблачение супругов Рерих. Для абсолютного большинства из нас, Рерих — это просто художник, для кого-то гениальный, для кого-то, может, и не очень — но из-за чего тут стулья ломать, мало кому понятно.
В итоге, однако, никакого реального, ощутимого результата для человечества не дали ни интеллектуальные упражнения Блаватской со всеми религиями мира — ни даже вмешательства такого, чрезвычайно одаренного и многогранного человека, как основатель антропософии Рудольф Штейнер. Он занимался архитектурой и педагогикой, реформировал христианство и давал практические советы, как закончить Первую мировую войну и устроить жизнь в новой Германии и Европе — и от всего этого великолепия не осталось ничего, кроме продолжающихся споров горсток интеллигентов, каких-то отдельных «вальдорфских школ» и секций специфического танца.
Жизнь убедила людей в том, что наука и религия должны быть разделены. В современном мире активно выживают науки — причем, прежде всего, естественные - и религии в виде жестких ортодоксальных церквей, или, наоборот, церквей, приспособленных под современность. «Синтез» не получился.
Дианетика и сайентология
Своего рода «синтезом науки, религии и философии» в ХХ веке можно считать дианетику и возникшую на ее базе сайентологию. Тут не очень понятно, где религия, а где замысловатая психология для организации жизни людей – и все это с американским размахом. В Россию дианетика проникла в 1990-е вместе с западным протестантизмом, потом интерес к ней поостыл.
Очередной расцвет оккультизма в ХХ веке имел место в Третьем рейхе. В Бога Гитлер явно не верил, но очень хотел призанять могущества у потусторонних сил (астрологи у фюрера были). Для некоторых своих действий нацизм использовал некое «наукообразие» — пресловутые «обмеры черепов», например. По сию пору находятся желающие откопать что-нибудь полезное («технологии» какие-то?) в деятельности и «наследии» нацистского «научного общества «Аненербе». На фоне ужасов Второй мировой войны все это смотрится малоприлично.
В современном потребительском обществе заняли прочное место свои, соответствующие эпохе формы оккультизма. Прежде всего, это экстрасенсорика и парапсихология.
Начиная с 1970-х гг., в СССР, а на Западе — гораздо раньше, появилась масса людей, якобы обладающих сверхъестественными способностями. В основном, это проявлялось в трех видах деятельности: «целительство» (в том числе, просто «наложением рук»), передача или чтение мыслей на расстоянии, а также вроде бы бесполезные, но эффектные действия, когда «спичечные коробки по комнате летают».
В обществе не было недостатка в свидетелях сверхъестественного, счастливо исцеленных больных — но все чудеса происходили за закрытыми дверьми, при единичных свидетелях. На гласные научные проверки экстрасенсы не шли.
С претензией на рационализм
ХХ век вывел на сцену новые лженауки — вполне материалистические, обходившиеся без потусторонних сил, но тоже обещавшие грандиозные прорывы. Тут что ни место, то особенное.
До сих пор не вполне ясно, можно ли считать лженаукой евгенику — науку об улучшении человеческой породы. Зародилась евгеника тоже довольно давно - соответствующие пожелания были еще у античных мудрецов, не говоря уже об авторе «Города Солнца» Томазо Кампанелле.
Но евгеника нехорошо «наследила» в прошлом столетии. Ее активно исповедовали нацисты — но даже и без нацистов, в самых развитых странах вроде США и Швеции, тысячи людей в юном возрасте подверглись принудительной стерилизации как неполноценные – причем, «под раздачу» попали в том числе и некоторые люди с небольшими отклонениями, которые, дожив до преклонных лет, подавали на свое государство в суд.
Сегодня евгеника потихоньку воскресает в пристойном виде – в рамках генетики. Мало-помалу укрепляется надежда, что человечество избавится-таки от тяжелых наследственных недугов – а там, глядишь, может дойти очередь и до мирного производства «высоких блондинок», если это будет так уж нужно.
Одна из наиболее жестоких драм на относительно мирном научном поле как раз и связана с генетикой – это, конечно, пресловутая «лысенковщина». Явление это не обязательно звать по имени «главного антигероя» - «народного академика» Трофима Лысенко. У его учения было и официальное имя - мичуринская агробиология. Хотя, по иронии судьбы, выдающийся селекционер Иван Мичурин к ней прямого отношения не имел – он как раз «очень вовремя» скончался, и его имя было присвоено как знамя.
В условиях жесткого авторитарного государства, каким был сталинский СССР, даже в науке на процветание мог рассчитывать тот, кто сумеет понравиться власти. За это и боролась большая группа биологов во главе с настоящим «человеком из народа», агрономом Лысенко, с начала 1930-х гг. и до печально знаменитой сессии Академии сельскохозяйственных наук 1948 года, когда они временно победили.
Это позволило Лысенко добиться небывалого взлета не только при Сталине, но потом еще и второй раз при Хрущеве – уже после открытия спирали ДНК Уотсоном и Криком, когда правильность генетики стала очевидна всему миру. Впрочем, Хрущеву вообще было мало дела до «Уотсонов».
Страсти по пришельцам
Одной из самых известных лженаук современного общества является, конечно, уфология – изучение космических пришельцев и их аппаратов, неопознанных летающих объектов (НЛО). Это течение можно даже считать одним из наиболее благородных и по-человечески понятных, наряду с гомеопатией.
Все-таки, людям очень хотелось бы пообщаться с братьями по разуму из космических цивилизаций. Естественно, что любые сигналы, которые могли быть приняты за явление пришельцев, воспринимались с большим энтузиазмом, особенно на заре космической эры, начиная с конца 1940-х годов.
Тем более, что крупные средства на уфологию потратили не СССР, а США – единственная сверхдержава, которая могла себе это позволить. Американцы занимались анализом НЛО очень серьезно в 1950-60-е годы. Никаких живых пришельцев или материальных НЛО никто так и не предъявил.
Сторонники уфологии, которых немало и сегодня, игнорируют тот факт, что космические расстояния слишком велики и контактов с братьями по разуму не допускают.
В СССР и РФ на уфологию больших денег не тратили. Среди отечественных уфологов есть выдающаяся женщина - летчик-испытатель Марина Попович, которая на заслуженном отдыхе активно пишет о своих встречах с НЛО в небе.
Гении, признанные отчасти
Помимо известных «больших» лженаук, есть еще масса «малых» околонаучных течений, связанных с именем одного, не слишком успешного лидера. В данной связи можно упомянуть, например, теорию микролептонной защиты Анатолия Охатрина.
Охатрин упорно строил теорию неких сверхлегких элементарных частиц – микролептонов – способных организовать защиту (причем, «русскую защиту») некоего праведного человека. И в какой-то момент серьезно заинтересовал отечественную оборонку. Потом рухнул Советский Союз, а Охатрин скончался в 2001 году.
Достойное место в этом ряду учений занимает теория торсионных полей. Впервые данное понятие ввел французский математик Эли Картан в 1922 году – как некое физическое поле, порождаемое кручением пространства.
На отечественной почве эту теорию уже в 1980-е годы. развивали ныне покойный Анатолий Акимов и здравствующий Геннадий Шипов. Они тоже сумели заинтересовать Минобороны, КГБ и другие высшие инстанции предполагаемыми эффектами торсионных полей – в сфере сверхпроводимости, медицины и т.д. Ничего реального это не дало.
Также совсем недавно, в прошлом году комиссия РАН по борьбе с лженаукой признала таковой дерматоглифику - дисциплину, изучающую признаки узоров на коже ладонной стороны кистей и стоп человека.
Слишком естественное, но не точное
В области отечественных гуманитарных наук наиболее яркий, скандальный и поучительный пример являет новая историческая хронология академика Фоменко.
Оказывается, вся история была фальсифицирована – прежде всего, династией Романовых. Сначала на основе астрономических наблюдений Фоменко сделал вывод, что история – гораздо короче, и античность выдумана.
Но не в хронологии как таковой «вкусная часть». В конечном счете Фоменко и его литературный соавтор Глеб Носовский, выпуская книгу за книгой, составили по-своему стройную концепцию, суть которой очень радует имперское сознание – «когда-то мы владели всем миром».
«И Европа, и Азия были в свое время завоеваны именно из Руси-Орды». «Конечно, в современной России слоны не водятся. Но слово «Россия» в корне изменило свой смысл за последние несколько сотен лет. Ранее Русью или Россией, то есть рассеянием, называли всю «Монгольскую» империю. В которой слоны безусловно водились. Например, в Империю входили и Индия, и Африка».
Идеи Фоменко прекрасно вписываются в имперское и националистическое сознание, хотя далеко не все современные «имперцы» и националисты с ним согласны, там тоже свои споры бушуют. Правда, есть вопрос: даже если это и так, и мы владели всем миром – нам-то теперешним какая от этого радость?
Профессиональные историки от таких теорий за голову хватаются: они-то понимают, сколь огромен мир истории. Даже мировому правительству, которого никогда не существовало, и то было бы совершенно не под силу сфальсифицировать множество мертвых языков или неохватные объемы археологических находок. Но у каждого читателя свое мнение.
Говоря о науках, несправедливо объявленных лженауками и реабилитированных, обычно вместе с генетикой вспоминают кибернетику. Но в точных науках все было сильно иначе, нежели в биологии. Гонения на кибернетику при Сталине в основном выразились в ряде угрожающих публикаций в центральной печати, а вычислительной техникой в СССР занимались активно.
Можно предположить, что время от времени в разных странах будут появляться самопровозглашенные «великие ученые», которые станут ниспровергать целые направления мировых наук – и всячески противиться гласным и публичным проверкам своих теорий. Они будут утверждать, что коварные враги украдут их идеи или уничтожат их самих.
Новые и хорошо забытые старые лженауки могут, конечно, приносить определенный вред – в виде медицинского шарлатанства или, например, помпезных проектов, на которые власти могут сгоряча выделить большие деньги. Но в целом, наука в мире становится все более проверяемой.
Подготовил Леонид Смирнов