Три спектакля, которые нужно увидеть
Премьеры выходят пачками - так же не скажешь: это, во-первых, обидит режиссеров и занятых в спектакле артистов, многие из которых уважаемые взрослые люди да и другие артисты тоже не заслужили обид. Во-вторых, театр в принципе искусство штучное, так что взвешивать спектакли пачками, будет неверно еще и по этой причине. Однако зрители не поймут, если из всего премьерного потока вдруг выбрать какую-то одну-единственную. Сразу же появятся недоброжелатели, которые отыщут причины, разумеется, коррупционного свойства: где-то найдут родных, а в других театрах - однофамилицев. Поэтому «МИР 24» решил рассказать сразу о нескольких шумных премьерах, которые если не критических похвал, так уж зрительского внимания точно достойны. Будут жить долго-долго, на сплошных аншлагах и умрут в один день.
Итак, в МХТ имени Чехова в феврале идут, пока как предпремьерные показы, «Драконы» Евгения Шварца. Премьера называется «Дракон», но в феврале их несколько. Во-первых, это новый спектакль Константина Богомолова, которого по привычке числят среди enfant terrible московского театра, во-вторых, в спектакле занят Олег Табаков - он играет бургомистра, а Табаков - патриарх столичной сцены и актер выдающийся. Даром, что народный артист СССР. Богомолов, как всегда, философски обосновывает выбор драматургического материала.
«Эта история, наверное, про то, что «времена дракона» честнее, чем времена без. Вот такая не очень приятная мысль. Дракон - это то, что мы придумываем, чтобы материализовать свою собственную слабость и свой собственный страх», - отметил он.
В этот раз, говорят, Богомолов ничего к каноническому тексту пьесы не добавлял, лишь чуть-чуть убавил, подсократил длинноватую по нынешним временам пьесу.
В «Мастерской Петра Фоменко» выпускают в свет копродукцию, плод международного сотрудничества - театр Фоменко, режиссер-француз плюс французская пьеса. «Амфитриона» Мольера поставил в лучших еврпопейских традициях Кристоф Рок. На сцене зеркало, которое то отражает зрительный зал, то, как пресс, готово придавить простодушных «человечков», которые в этой пьесе вздумали состязаться с богами.
«Никаких современных аллюзий мы в текст Мольера не превносили. Текст такой мощи современен не потому, что мы его осовремениваем, а потому, что сама тема настолько бессмертна и присуща человеческому обществу, что становится универсальной. Это всегда тонкая грань между классическим текстом и современностью», - пояснил постановщик.
Это первый случай, когда с «фоменками» работает режиссер-иностранец, если, конечно, не считать таковым македонца Ивана Поповского, который прошел школу Петра Наумовича Фоменко, как говорится от и до, с первого по пятый курс, узнав, почем фунт лиха у нас. Однако на гастролях во Франции театр бывал и не раз.
«Мне очень нравится реплика, которую Кристоф повторял несколько раз на репетициях. Он говорил: «вы такие прекрасные и я не хочу вас менять, но и я тоже не хочу меняться, поэтому давайте встретимся где-то посередине». Вот мне кажется, мы встретелись посередине», - говорит актриса Ксения Кутепова.
Еще одна премьера сезона - она приурочена к юбилею народной артистки России Веры Алентовой. В Театре Пушкина ставят комедию классика британской, хорошо сделанной пьесы Ноэла Коуарда, в афишу спектакль вошел под названием «Апельсины и лимоны». Пьеса британского драматурга называлась не так завлекательно - всего лишь «Сенная лихорадка». Конечно, на апельсины с лимонами зритель пойдет с большим удовольствием.
Алентова - актриса, и героиня ее - тоже актриса. Хотя, судя по всему, Алентова в жизни лучше той актрисы, которую она играет по пьесе, но это не уменьшает удовольствия от игры и удовольствия, которое получает публика, глядя на ее игру. Это комедия - в британской традиции умение писать комедии положений в крови. В России же, к сожалению, таких мастеров почти нет, так что это необходимый отечественному театру импорт, и здесь никакие санкции не помеха.
«Вообще очень трудно найти пьесу для актрисы, как я говорю, «нежного возраста», очень трудно. То, что у нас имеется, это уже играно и переиграно тысячу раз. Поэтому огромная благодарность Евгению Александровичу, что он нашел именно эту пьесу, которая у нас малоизвестна. И там очень много пластов, она не такая простая», - отметила Алентова.
«Вот эта потребность творческого человека постоянно играть... И отлученный от театра, привыкший в театре каждый день возрождаться и умирать, играть Клеопатру и Беатриче, человек, лишенный этого - это большая трагедия по сути», - говорит режиссер Евгений Писарев.
«Апельсины и лимоны» - об отношениях сцены и зала, артистов и публики, они и похожи друг на друга как цитрусовые и совершенно разные на вкус. Главная мысль пьесы - как вечная театральная мудрость, высказанная одним из героев чеховской «Чайки»: без театра нельзя.