Владислав Ефимов: 850 оттенков Москвы
Если вы всегда искали Кремль и неизменно попадали на Курский вокзал, то, вероятно, вы путали ориентиры. Смотрели не на приметные сувенирные виды столицы, а куда-то вскользь, не туда. Этим легкомысленным методом пользовался и фотограф Владислав Ефимов, выставка которого открылась в «Музее Москвы».
Владислав Ефимов – фотограф и художник, участник многих международных выставок. Лауреат премии «Инновация» и обладатель трех гран-при. В 1980-е Ефимов входил в группу «Непосредственная фотография» (вместе с Игорем Мухиным, Борисом Михайловым и Александром Слюсаревым). Новая выставка художника называется «Детали Москвы» и состоит из 850 фотографий города: от облупившихся заборов Третьего транспортного кольца до видов на Кремль.
Работы Ефимова размещены в одном зале с четырьмя стенами, от пола до потолка. И чтобы детально разглядеть все предметы экспозиции, придется воспользоваться стремянкой (которой нет). У фотографий нет названий – они не подписаны. А главный символ Москвы – Кремль – прячется на снимках то за строительными лесами, то за биотуалетами, то за чем-то еще, временным и недолговечным. Найти его в экспозиции почти так же трудно, как герою Венедикта Ерофеева.
Из проекта «Детали Москвы 2017». Владислав Ефимов.
Почти – потому что Владислав Ефимов ничего намерено не прячет от зрителя, а предлагает взглянуть на Москву с другого ракурса, точнее – с другой высоты. Если мы привыкли ориентироваться на двухметровые указатели улиц, шпили высоток и общий вид фасада дома, то Ефимов специально снимал Москву на уровне пояса. Таким образом художник представил Москву, на первый взгляд незнакомую: заборы, полицейские ограждения, неприметные лестницы, стены домов. Все это предельно близко и невысоко – не на уровне гордо поднятой головы горожанина.
Из проекта «Детали Москвы 2017». Владислав Ефимов.
Некоторые работы Ефимова содержат вроде бы неприметные и будничные следы деятельности столичных коммунальных служб, которые, благодаря взгляду художника, превращаются в игру цвета и форм, что напоминает супрематические полотна или абстракции авангардистов (Ефимов номинировался на Премию Кандинского).
Из проекта «Детали Москвы 2017». Владислав Ефимов.
Глухие стены, заборы, строительные леса, которые, кажется, могут быть встречены в любом крупном городе, становятся узнаваемыми, когда на заднем плане фотографии появляется то Шуховская башня, то Дом страхового общества «Россия», то старообрядческий храм у Тверской заставы. Поэтому, путешествуя по «Деталям Москвы» от одной работы Ефимова к другой, можно придти куда угодно: хоть к Кремлю, хоть на Курский вокзал. Главное – придти, следуя нетривиальным ориентирам, на которые редко обращают внимание жители большого города. Что и позволяет сделать экспозиция в Музее Москвы.
Алексей Синяков