Очередной рекорд: «Цветочный сад» Климта продан за £48 млн
Работа одного из основателей венского модернизма и символизма австрийского художника Густава Климта «Цветочный сад» на лондонском аукционе Sotheby’s продана за £48 млн ($60 млн). Картина, которую Климт написал в 1907-м, считается одним из его лучших пейзажей.
У художника картину приобрело в 1920 году немецкое отделение организации, которая была предшественницей Национальной галереи в Праге. По тем временам за произведение были отданы очень большие деньги - 8 тыс. крон. В Праге полотно хранилось до 1968 года, пока Национальная галерея не обменяла один «Цветущий сад» на три работы других художников.
С тех пор пейзаж Климта находился в Мюнхенской галерее. И вот в 2017-м работу выставили на торги. Стартовая цена составила $42 млн. На аукционе началась настоящая битва за него - купить шедевр хотели четверо претендентов. В итоге цена взлетела на треть!
«Это уникальный случай, когда Климт появляется на аукционе. Его картины большая редкость. В последний раз работы австрийца выставлялась на торги шесть лет назад», - сказал главный специалист отдела импрессионистов и современного искусства Sotheby’s Саймон Сток.
В последние годы картины Климта продаются за рекордные суммы. Самая дорогая его работа - «Портрет Адели Блох-Бауэр», которая также известна как «Золотая Адель». За нее в 2006 году анонимный покупатель заплатил $135 млн. Что касается «Цветущего сада», то он теперь угодил в список самых дорогих предметов искусства, проданных в Европе за всю историю. Он находится на третьем месте. На втором - картина «Избиение невинных» нидерландского живописца XVII века Питера Пауэля Рубенса (2002 год, $61 млн). Ну, а на первом - швейцарский скульптор XX века Альберто Джакометти и его бронзовая статуя «Шагающий человек». В 2010 году ее продали за $80 млн.
А вот картина Казимира Малевича «Черный квадрат» не продается. Художник три раза его рисовал. Можно иметь на этот счет самые разные мнения, но спорить смысла нет: квадраты Малевича - одна из главных картин ХХ века. И лестно, что все три - в России, все три - в государственных музейных коллекциях, а самый первый и самый главный «Черный квадрат» - в собрании Третьяковской галереи. Какие загадки вот уже больше сотни лет хранит полотно, покрытое черной краской, рассказала старший научный сотрудник Третьяковки Ирина Вакар.
Картина Каземира Малевича «Черный супрематический квадрат» написана в 1915 году. Это не совсем картина. Сам Малевич говорил, что пишет картины, а потом сделал замечание: «Нет, это не картина. Картин писать больше не надо». Здесь не только нет изображения, здесь и нет явно читаемого прямого смысла. Поэтому эта картина воспринимается как загадка. И может быть, одна из самых больших загадок в искусстве 20 века. Она написана под воздействием оперы «Победа над солнцем», которую сочинил Матюшин, а оформлял Малевич. И эта форма как бы антитеза солнцу. Квадрат - темный, он вбирает свет, а не излучает его.
Малевич считал, что эта картина может стать тиражным элементом, таким знаком, который, например, его ученики нашивали на рукава своей одежды или ставили как печать. И обычно еще очень интригует зрителей сохранность картины, которая из-за того, что на ней появились трещины, дает представление о том, что написана она не за один раз. Под ней еще два слоя, причем в начале это была уже готовая кубофутуристическая картина, которая почему-то показалась Малевичу устаревшей. И потом он стал экспериментировать с цветом, и вот те цветные фрагменты, которые мы видим, это такая композиция, где уже намечается идея супрематизма как искусства чистого цвета. «Черный квадрат» художник несколько раз повторял. Повторял в некоторых экспозиционных целях. Работу сразу назвали иконой нового времени. Сам Малевич назвал «Икона моего времени».