Отречение в пользу смерти
100 лет назад в России пала монархия. Спустя век продолжаются споры о революции. За это время сменились уже четыре поколения, но потомки сторонников Белого движения и революционеров не могут найти согласия.
15 марта - по новому стилю - в Пскове, в вагоне поезда Николай Второй подписал, по сути, смертный приговор. Приговор себе, своей семье и, в общем-то, всей стране под названием Российская империя. Приговор на простом листе формата А4, обычным карандашом.
Император отказался от престола. Все случилось по дороге из могилевской ставки домой в Царское село.
Петроград в это время уже несколько дней находился во власти революции. Тогда бунтовали все - бабы, мужики, рабочие, солдаты. Но в смене режима были заинтересованы и другие силы. Они не выходили на улицы, но сыграли едва ли не ключевую роль - генералы, думские либералы и левые, монархисты и даже некоторые представители царской династии. Сегодня, спустя 100 лет, историки удивляются, почему революция не произошла раньше.
«Николай Второй властью тяготился. Он не готов был к управлению империей с самого начала. И в критических обстоятельствах, что в 1905 году, что в 1917-м, это стало совершенно ясно. Достаточно было дать ему понять, что никто его уже не поддерживает, как он отказался от этой власти просто с легкостью. Как будто избавился от тяжелой ноши», - говорит доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Булдаков.
Если считать революцию болезнью, то развивается она примерно одинаково и в разные времена, и в разных странах, и примерно по одним и тем же причинам.
«Кругом измена, трусость и обман» - знаменитая фраза Николая Второго, которую он записал в день своего отречения. Ультиматум императору поставила верхушка армии и флота, полагая, что его добровольный отказ от власти успокоит революционные массы. Николая Второго, проще говоря, решили принести в жертву.
Телеграмму, где все это было изложено, всему армейскому руководству разослал генерал Алексеев. Предложение об отречении в Пскове императору вручил командующий Северным фронтом Николай Рузский. Государь был побежден
.
«Рузский сломил измученного, издерганного морально Государя, не находившего в те дни около себя серьезной поддержки. Государь сдал морально. Он уступил силе, напористости, грубости, дошедшей один момент до топания ногами и до стучания рукою по столу. Об этой грубости Государь говорил с горечью позже своей Августейшей матушке и не мог забыть ее даже в Тобольске», - говорится в воспоминаниях генерала А. И. Спиридовича.
Что это было - глупость или измена? Верхушка армии и флота выступила не просто против самодержца, а против своего главнокомандующего в то время, когда страна находилась в состоянии войны. Ровным счетом это было бы тем же самым, если бы осенью 1941 года руководство Красной Армии потребовало бы отставки Сталина.
«Мог ли царь противодействовать воле военных? Вряд ли. Это был бы уже другой человек, а не Николай. Нет ни одного свидетельства о том, что Николай мог решительно поступить. Особенно здесь. Он был обложен уже», - говорит историк Юрий Емельянов.
О каком-либо сакральном значении образа императора в начале прошлого века говорить, конечно, не приходилось. Все знали, что с властью Николай Второй не справляется. Его осуждали, называли даже дураком - везде и всюду: во время пьяных разговоров в кабаках, в очередях за хлебом, и в Государственной думе. С трибуны фразу «глупость или измена» впервые произнес лидер кадетов либерал Павел Милюков.
Как ни парадоксально, против императора весьма яростно выступали и монархисты. К примеру, Владимир Пуришкевич. Это был человек буйного темперамента, склонный к выходкам. Не просто так еще в юности его прозвали «Володькой сумасшедшим». В Таврическом дворце, где в те годы и заседала Дума, он вел непримиримую политическую борьбу. В итоге заслужил внимание карикатуристов и, конечно же, коллег-депутатов.
100 лет назад в преддверии революции в Государственной думе спорили об участии России в Первой Мировой войне и искали немецких шпионов. Либералы настаивали на республиканской форме правления и требовали немедленно вернуть войска домой. Монархисты наоборот, призывали к войне до победного конца. Практически всех объединяло одно - Николаю Второму на престоле не место. Что это было - глупость или измена?
В то же время жизнь в Царском селе протекала как обычно. Здесь по-прежнему был «слоновник» - мини-зоопарк, куда Николай Второй, если не был в Могилевской ставке, приходил с детьми. Император также заполнял свой дневник, часто общался с супругой и не собирался прогонять Распутина. Он говорил, что «лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы».
Тогда монархист Пуришкевич, князь Юсупов, поручик Сухонин (кстати, двоюродный брат Николая Второго) и доктор Лазоверт решили сами избавить страну от «темных сил». Они заманили Григория Распутина в Юсуповский дворец, где и застрелили его в подвале. Тело бросили в реку. Потом горожане выловили труп и сожгли в котельной.
Его останки захоронили здесь в Царском селе, якобы на этом месте в Александровском парке. Правда, ученые сомневаются, что настоящая могила находится здесь. Говорят, могила находится за пределами этой территории - там, где находится сегодня Аграрный университет.
100 лет назад в декабре 1916 года убийство старца было откровенным заговором против особы, приближенной к императорскому дому, ведь Распутин мог даже советовать императрице, а, следовательно, и Николаю Второму, кого назначить министром. И, самое главное, только старец удивительным образом помогал цесаревичу Алексею, страдающему гемофилией, избавиться от боли. Умерщвление Распутина означало пусть медленную, но верну смерть единственного наследника престола. Убийство «царского друга» фактически осталось безнаказанным.
«Казалось бы, прими меры, разыщи. Переверни все верх дном, Ничего не делается. Ничего не делается. Убийцы остаются на свободе. Юсупов, главный убийца остается на свободе, он пишет какое-то письмо-оправдание Александре Федоровне и говорит, что он к этому не причастен. Его не трогают, Пуришкевича не трогают, который стрелял в Распутина. Значит царь и царица фактически не самодержец страны. Он и его супруга ничего не могут сделать, даже в том вопросе, который для них так важен», - говорит историк Юрий Емельянов.
Николай Второй был верным и преданным мужем, потому трудно поверить, что в его жизни было место и роману. Правда, еще до венчания с Александрой Федоровной.
Еще будучи цесаревичем, Николай стал частым посетителем Мариинского театра ради балерины Матильды Кшесинской. Их роман длился два года, и они особо не таились. В 1894 году они расстались друзьями. Николай просил ее и впредь называть себя домашним именем «Никки» и обращаться на «ты».
1917 год изменил жизнь и Матильды Кшесинской. Первое время после Февральской революции ей фактически негде было жить. Она скиталась по квартирам, а ее знаменитый особняк, построенный в стиле модерн, заняли солдаты. Потом сюда перебрались большевики. Весной и летом 1917 года здесь даже работал Ленин и произносил речи с этого балкона.
Кшесинская уехала из Петрограда в том же году - сначала в Кисловодск, потом в Новороссийск, а позже и вовсе иммигрировала. Она покинула Россию 1919 году, когда последнего русского царя Николая Второго, его жену и его детей уже расстреляли большевики, а в стране шла гражданская война. Что все-таки это было - глупость или измена?