Три свободы русских староверов
Президент РФ Владимир Путин встретился с московскими староверами. В Рогожской слободе глава государства посмотрел выставку «Сила духа и верность традиции». Она рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение отечественного культурного наследия. Экспозиция включает дораскольные и более поздние иконы, редкие печатные и рукописные книги. Среди экспонатов есть и пластинка с записью старообрядческого хора начала ХХ века. Об историко-архитектурном комплексе, где сформировался центр русского старообрядчества - в сюжете корреспондента «МИР 24» Алексея Дашенко.
Литургия закончилась, но верующие не спешат расходиться. Старообрядцев в Москве немного. Почти все знают друг друга лично и, говорят, воскресная служба - хороший повод пообщаться и детям, и взрослым.
Старообрядчество еще называют древлеправославием. Оно появилось в середине 17 века после раскола церкви. Приверженцы этой веры так и не признали бритье бороды, которое ввел Петр Первый, и даже платили за это двойной налог. На службу мужчины и сейчас надевают черный кафтан, а женщины не выходят на улицу с непокрытой головой.
Рогожская слобода - центр не только московского, но и российского старообрядчества. Появился он в 1771 году. Екатерина Вторая выделила землю между рязанской и владимирской дорогой. Тогда и возвели архитектурный ансамбль из трех храмов. Их построили на одной линии. Христорождественский, Никольский и Покровский - в то время самый большой в Москве. Это был настоящий город в городе.
«Когда-то здесь вся территория Рогожского кладбища была окружена деревянным забором. Внутри проживали около 40 тысяч старообрядцев. Была своя богадельня - самая крупная в Москве», - рассказал директор московского старообрядческого духовного училища Анатолий Шатохин.
Первый период свободы, как называют его старообрядцы, закончился при Александре Первом. Царь устроил на них настоящие гонения. Позже, при Николае Первом, их преследовали уже не только в России, но и за рубежом. У Рогожской слободы отобрали часть земли. И лишь в начале 19 века Николай Второй разрешил верующим открыто устраивать крестные ходы, звонить в колокола, организовывать общины и строить храмы.
Самым разрушительным для Рогожской слободы стало советское время. Из 18 гектаров у старообрядцев забрали 16. Снесли богадельни, приюты, лечебницы. Собственностью государства стали два храма из трех - Христорождественский и Никольский.
«Из Христорождественоского в советский период времени сделали пивную. Он лишился купола, несколько раз горел и когда нам его передали, на него было страшно смотреть», - отмечает Анатолий Шатохин.
Сейчас храм восстановлен. Так же, как и исторические пруды, на месте которых долгое время был стадион.
«Здесь в Москве сделано за последние годы много. Возродили наш духовный центр исторический на Рогожском. Мы благодарны правительству России, которое нам помогает возрождать и реставрировать иконы, храмы. Сейчас училище мы будем восстанавливать», - сказал старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Преосвященный Корнилий.
Больше стало и прихожан. На праздничные службы приходят около 200 человек. Хотя еще 10 лет назад их было на порядок меньше. По словам старообрядцев, только в начале двухтысячных годов у них начался, так называемый, третий период свободы. Гонения на верующих прекратились, на эту территорию уже больше никто не посягает, и появилась уверенность в том, что вот этот исторический архитектурный ансамбль удастся сохранить на долгие годы.