Страшная стоматология: как выжить в кресле дантиста
Родные и друзья Сергея Вихарева до сих пор не верят в случившееся. Смерть в стоматологическом кресле 55-летнего балетмейстера Мариинского театра стала шоком для всех, передает телеканал «МИР».
«Я думаю, это халатность. Это не случайность, это халатность. Этот наркоз, я знаю, иногда дает такие сбои. Состояние здоровья у него было замечательным. Все анализы были готовы на посещение этой клиники. Все анализы и ЭКГ были замечательными», - говорит двоюродная сестра погибшего Фаина Кирпичева.
Друзья говорят, Сергей побаивался дантистов. На протезирование зубов решился только под общим обезболиванием. 2 июня он отправился в платную клинику. Государственные стоматологии такую услугу предоставляют только по медицинским показаниям. В частных - по желанию клиента. Во время операции Вихарев перестал дышать. Скончался, не приходя в сознание.
Трагедия произошла в довольно известном коммерческом медучреждении Петербурга, клиника принимает пациентов с 2009 года. Для проведения операции заслуженному артисту России анестезиолога пригласили «со стороны» - в штате такого специалиста нет. Сейчас Следственный комитет устанавливает причины смерти балетмейстера и выясняет, все ли возможное сделали врачи, чтобы его спасти. Сейчас клиника закрыта, вместо стоматологов там работают следователи.
Руководитель и владелица одноименной стоматологии доктор Татьяна Лившиц случившуюся трагедию не комментирует: «Татьяны Львовны нет на месте, она сегодня отсутствует в клинике».
Сергея Вихарева ждали на работе в театре уже в начале этой недели. Никто не сомневался, что стоматологическое лечение пройдет гладко. У балетмейстера, возродившего в Мариинском такие спектакли, как «Спящая красавица», «Баядерка» и «Петрушка», было много планов на будущее.
«Это абсолютнейшая нелепость. Менее всего в жизни я думал, что когда-нибудь окажусь на Сережиных похоронах. Менее всего…», - признается друг погибшего Никита Кондрушенко.
Анастасии Зиминой всего 25. Но вместо своих зубов у нее вставная челюсть. Четыре года назад девушка стала жертвой недобросовестного стоматолога.
По словам Анастасии, врач-стоматолог Эмма Калмыкова, к которой она обратилась с дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов, навязала ей «тотальное протезирование». «Спилила» здоровые зубы и поставила сверху коронки. За такой «тюнинг» девушка заплатила почти 300 тысяч рублей. Врач успела «испортить» ей только верхнюю челюсть - у пациентки закончились деньги.
Нине Чижовой повезло меньше - за лечение у Калмыковой она отдала около миллиона. «Я просила снять эти зубы, просила помочь мне, исправить то, что она сделала с прикусом. Она меня уверяла, что все это нормально, что так все люди ходят. Что надо сходить к другим врачам, к остеопату, к иглотерапевтам, чтобы они сняли спазмы, которые образовались после этих зубов», - рассказывает пострадавшая Нина Чижова.
Сейчас Нина не может есть твердую пищу и постоянно принимает обезболивающие. Доктор Калмыкова убила нервы во всех зубах своей пациентки, обточила их, а затем спрятала то, что осталось, под коронки и керамические мосты. Челюсть перестала нормально смыкаться. Независимые специалисты говорят, что такая схема лечения допустима, хотя уже сильно устарела.
Схему «принудительного тотального протезирования» Эмма Калмыкова «отработала» минимум на четырех пациентах - столько заявлений сейчас лежит в Петербургском СК. После долгих проверок, многочисленных судебно-медицинских экспертиз, которые тянулись почти полтора года, следователи решили призвать «зубную фею» к ответственности.
«Возбуждено уголовное дело в отношении 40-летней врача-стоматолога по признакам преступления предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ «мошенничество». По версии следствия, в 2014 году в медицинской клинике, расположенной во Фрунзенском районе города, подозреваемая ввела в заблуждение 43-летнюю местную жительницу относительно объема оказания стоматологических услуг», - сообщил старший помощник руководителя управления по взаимодействию со средствами массовой информации ГУ СК РФ по СПб Сергей Капитонов.
Эмма Калмыкова принимала пациентов в торговом центре в спальном районе Петербурга. Кабинет располагался на третьем этаже по соседству с автошколой и студией танцев. Сейчас вывески с названием стоматологии нет. Пострадавшие говорят, как только доктор поняла, что придется отвечать за свои действия, самостоятельно отозвала лицензию на медицинскую практику и закрыла кабинет.
От своих клиентов Эмма Калмыкова фактически сбежала и скрывается до сих пор. Известно, некоторое время назад она вернулась на родину в Кабардино-Балкарию, в село Аргудан. По слухам, там она продолжила свою стоматологическую практику и снова исчезла.
Сегодня в России десятки тысяч частных стоматологических клиник и кабинетов. В одном только Петербурге - более полутора тысяч. Это выгодный бизнес - в стране наблюдается «зубной бум». Сияющая улыбка и ровные зубы в моде.
Чтобы получить разрешение на стоматологическую практику, не важно, в госучреждении или в частной клинике, нужно собрать внушительный пакет документов. Выдает лицензию Росздавнадзор. Необходимо предоставить заявление, копии учредительных документов организации, копии документов, подтверждающих наличие помещения под клинику и медицинского оборудования, заключение о соответствии санитарным и противопожарным нормам помещения, документы, подтверждающие высшее медицинское образование у руководителя клиники и профильного образования у его сотрудников, а также копии трудовых договоров с работниками и оплатить госпошлину.
Есть даже агентства, которые делают медицинскую лицензию «под ключ». Причем они готовы оформить документы в рассрочку или в кредит. Но проблема, по мнению экспертов, не в этом. В России одно и то же юридическое лицо может получить неограниченное количество лицензий - этот процесс никто не контролирует. Частную клинику, в которой была совершена врачебная ошибка, можно быстро ликвидировать, а на следующий день отрыть новую.
Казалось бы, в государственных стоматологиях все должно быть под контролем. Однако и там кариес может до смерти довести. В Екатеринбурге после лечения в городской больнице умерла совсем маленькая пациентка. Зубы двухлетней Лизе Епифановой лечили под общим наркозом - врачи сами порекомендовали такой способ. Родители согласились. Из медикаментозного сна девочка не вышла.
«От 2 до 4 часов ребенок должен выходить из наркоза. Но такого не было. Врач-анестезиолог сказал, что ребенок проснулся, хотя ни одного звука не было из операционной. По его словам, она начала с ним разговаривать, язык показала. Но этого не было, он сам нам потом об этом сказал», - рассказал отец погибшей девочки Иван Епифанов. Полтора года малышка провела в коме и умерла. Судебные тяжбы между родителями Лизы и врачами тянутся почти год.
Жаловаться судье на врача в России «не принято» и стыдно, в справедливость верится с трудом. Редкий случай. Марина Баранова из Каменск-Уральска смогла доказать вину дантиста и получила почти 200 тысяч рублей компенсации за некачественно проведенную имплантацию.
«Мне предложили сделать имплант. Выдернули здоровый зуб из-за того, что прикус неправильный. Я в медицине особо не разбираюсь и доверилась врачу. Выдернули зуб, сделали имплант. По медицинским заключениям в дальнейшем я узнала, что имплант не мог прижиться, поскольку кость была слабая», - говорит пострадавшая.
Лечащий врач Барановой не согласна с вердиктом и уже обратилась с апелляцией, продолжая принимать пациентов.
Потрясения от врачебных ошибок бесследно не проходят. С 2021 года каждый практикующий дантист должен будет проходить регулярную аккредитацию. Между переэкзаменовками - собирать баллы за прохождение курсов повышения квалификации и участие в семинарах по новым технологиям, ведь отрасль развивается стремительно.
«Мы надеемся, что аккредитация специалиста повысит требования к врачам, потому что они раз в пять лет будут сдавать серьезные экзамены. Благодаря этому будет меньше вопросов, связанных с тем, достоин ли специалист оказывать медицинскую помощь или нет», - отметил главный стоматолог России Олег Янушевич.
Но если ответственность за разрешение лечебной деятельности, контроль ее качества и степени квалификации медицинских специалистов лежит на государстве, то выбор учреждения и врача - личное дело больного.
«Пациент, заполняя документы, заключая договор с медицинской организацией, давая добровольное информированное согласие на вмешательство, должен быть подготовлен и понимать, что ответственность несет и он сам. Он своими рисками отвечает за подобные вещи», - подчеркивает президент Стоматологической ассоциации России Владимир Садовский.
Чтобы обезопасить себя, вряд ли будет достаточно «изучить отзывы в интернете» или «поговорить с другими пациентами доктора». Все равно приходится играть в «русскую рулету».