«Впереди идет матрос»: какую роль в октябрьском восстании сыграл крейсер «Аврора»
100 лет русской революции - в этот день 31 октября по новому стилю, и 18-го по старому - в Петрограде по предложению Льва Троцкого была принята Резолюция о неподчинении гарнизона Временному правительству. На сторону революционеров стали переходить военные. Корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев вспомнил, какую роль в октябрьском восстании сыграл крейсер «Аврора» и матросы.
Селфи на фоне крейсера «Аврора» - популярный туристический аттракцион. Главный символ революции один из брендов Петербурга. Корабль, который участвовал в нескольких морских сражениях, в историю вошел благодаря одному единственному выстрелу в октябре 1917 года.
«25-го числа днем начальник, командир полевого штаба восставших Антонов-Овсеенко прибыл на Аврору и дал указание - дать залп из бакового орудия в условленное время, который и послужит сигналом для восставших», - рассказал историк Дмитрий Воронин.
Вооруженные матросы волею истории стали одной из главных движущих сил октябрьского переворота.
Осенью 1917 года противник заблокировал российский флот и не давал ему выйти в Балтику. Военные корабли стояли на рейде в Кронштадте и Петрограде.
«Матросам чрезвычайно импонировала идея советов, советская государственность в противовес буржуазной государственности временного правительства», - сказал историк Егор Яковлев.
Моряки свободно гуляли по Кронштадту. До охваченной революцией столицы отсюда было рукой подать. По мере роста политической грамотности, им все ближе казались идеи большевиков: мир - солдатам, земля – крестьянам, фабрики - рабочим. В сентябре 1917 года матросы балтийского флота отказались подчиняться Временному правительству.
Моряки выступили на стороне революционеров, участвовали в захвате ключевых объектов и Зимнего. Затем – помогли удержать власть, подавили мятеж экс-премьера Керенского.
Когда зимой была опубликована поэма Александра Блока «Двенадцать», агитаторы заменили в ней последнюю строчку:
Так идут державным шагом, позади – голодный пес,
Впереди с кровавым флагом и за вьюгой невидим, и от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз,
Впереди – идет матрос.
Подписывайтесь и читайте нас в Дзене.